Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Т.Раутиан: РЕВОЛЮЦИЯ и ПОСЛЕ

В один прекрасный день Иван Иванович, папа Лиды, молодой пра-пра-бабушки, стал работать в Петербурге. И вся семья туда переехала.

А как же Пирита?

Очень просто. Конечно Пирита дальше от Петербурга, чем от Ревеля. Далеко, но не очень. На лето вполне можно туда поехать... Так они думали, так строили свои планы. Прощай, Бригитовка!

ПЕТЕРБУРГ
Тогда для девушек был только один женский институт. Он назывался "Бестужевские курсы". Тамошние студентки назывались "курсистки". Лида туда и поступила.

Ты спросишь - а почему это - какие-то особенные женские курсы, а что - разве нельзя в простой обыкновенный университет для всех?

Оказывается, университетов для всех тогда не было. Университеты были "для всех мужчин" Потому что в те старые времена у женщин была одна работа - это семья и дети. А раз так - то зачем им учить разные науки, совсем ненужные в домашнем хозяйстве? Ведь они не будут ходить на работу - для этого существуют мужчины, отцы и мужья.

Правда, были женские институты. Но это было больше похоже на школу, девочки там и учились, и жили. Конечно, они в этих институтах учились арифметике – это наука полезная.
Они изучали языки - а то если придется поехать заграницу - как же без языков? Они изучали обязательно танцы - что же это за девушка, которая не умеет красиво танцевать? Это уже получится не изящная девушка, а какая-то неуклюжая тетка!
Они учились музыке, играли на пианино и пели - ведь проигрывателей тогда не было, а какие же праздники без музыки? И как быть, если, например, на день рождения к вам придут гости - а музыки нет? И танцев не будет?

Но вот некоторые девушки подумали, а вдруг их не берут в Университет, и не учат всем наукам, потому что думают, будто женщины глупее мужчин? И они захотели доказать, что ни чуточки они не глупее, а такие же умные, а может еще даже и умнее. И они захотели учиться, как и мальчики. И работать, как и мужчины.

А дети как же? – спросишь ты. - Очень просто. Пускай с нянькой сидят.

Тогда и организовались "Бестужевские курсы" - это был первый женский университет, где изучали разные науки. Ведь там училась когда-то и ее мама, Елизавета Васильевна. Поэтому она стала работать учительницей.
И Лида решила поступить на Бестужевские курсы.
Но проучилась она только 2 месяца.
Потому что вдруг случилась революция.

РЕВОЛЮЦИЯ и УРЖУМ
И все полетело кувырком. Курсы закрылись. На улицах стрельба. Кабинет судьи, Ивана Ивановича, Лидиного папы разгромили и все его бумаги выбросили. Работы у него не стало и денег не стало. В магазинах даже хлеба мало, а другой еды и вовсе нет. И что будет дальше - неизвестно.

И вот собралась вся семья и стали думать - что делать? Как жить?

- Давайте уедем куда-нибудь. В деревню. Там можно купить хлеба.
- Купить, купить - а откуда взять денег?
- Мы заработаем. Будем в деревне работать, кому картошку выкопаем, а кому дрова напилим.
- А что, - хорошая идея!
Решили не ехать все сразу, а сначала пусть старшие дети поедут, а когда найдут хорошее место, тогда и остальные к ним присоединятся.

Сказано - сделано. Поехали четверо, Лида за командира. Михал-Иван - двойняшки, один без другого никуда, и Сусанна с ними. Долго ли коротко ли - оказались они далеко от Петрограда, в городе Уржуме. По сравнению с Питером - совсем маленький городишко, но жить можно. В соседних деревнях есть работа у крестьян на полях, в самом Уржуме - школа есть, можно ребятам учиться, а мама Елизавета Васильевна будет в школе работать учительницей. Решили звать сюда родителей с младшими.

А тут еще очень кстати Лиде предложили поехать в Питер чтобы отвезти туда пять беспризорников. Это такие дети - сироты, без папы и без мамы. Они там будут жить в детском доме. И Сусанна и Миша-Ваня обрадовались:
- Лида, соглашайся, поезжай.
- Расскажешь там маме с папой про нашу жизнь.
- И привози их сюда – опять будем все вместе!

И она согласилась, конечно. Дали Лиде мешок хлеба, шесть билетов на поезд и показали на пятерых здоровенных парней, лет по 14.
- Кто это?
- Это и есть сироты-детишки! Это их надо отвезти в Питер.
- Ого! -подумала Лида, - ничего себе детишечки!

Но Лида была смелая девушка. Она не испугалась этих здоровенных парней. И поехала. Они сели в поезд. Ребята сразу залезли на верхние полки и там целые дни играли в карты. И они не разбежались - потому что немножко боялись Лиду. Она была строгая. И у нее был хлеб и она не позволяла им съесть его весь сразу.

В Питере оказалось вдруг, что нашлись другие бедные сиротки, ростом выше Лиды, которых надо отвезти наоборот - из Питера в Уржум. Ну, что-ж, дело привычное, подумала Лида и согласилась. И уговорила родителей тоже ехать в Уржум вместе с младшими.

Родителям Уржум тоже понравился. Он оказался очень милым городком. Там совсем не было больших домов. На улицах росла трава и гуляли толстые коровы. Елизавета Васильевна стала работать в школе. Все увидели какая она спокойная, умная и опытная и сделали ее директором школы. А потом и Лида тоже стала учительницей.

Шло время и вся обувь у ребят порвалась. А на улице зима. И в магазинах никакой обуви нет. Потому что все рабочие - на гражданской войне и некому шить ботинки. И вот их мама решила, что она сама будет шить всем сапоги.

Ты знаешь, как шьют сапоги? И она не знала. А кто знает? Сапожники, конечно! Вот Елизавета Васильевна поступила работать к сапожнику и он ее научил. За то, что она помогала ему шить, он сделал ей деревянные колодки по размеру для всей семьи. И она сшила всем отличные красивые и теплые сапоги. А также домашние тапочки и летние туфли. Только она кончила шить - как уже первые сапоги начали понемногу рваться и снова надо было шить. Семья то большая! Вот такая:

Мама Елизавета Васильевна;
Папа Иван Иванович;
Братья-двойняшки, Миша и Ваня;
Сестры Катя, Лида, Сусанна, и малыши Антонида и Вера.

ПОЖАР
Ты ведь знаешь, что детям, особенно маленьким, нельзя без молока. Иначе они будут болеть, у них будут кости слабые, а от этого - ноги кривые. И зубы будут черные и гнилые. А где взять молока?

Купили козу - красивую, белую, с рогами и бородкой. Она давала молока целых два 2 литра! Это, конечно не ведро, как давала бы корова, но младшим хватало.

Все козы любят залезать повыше. Дикие козы - на гору, чтоб было виднее кругом и волк бы незаметно не подкрался. А у домашних еще остались дикие привычки - им хотелось залезать повые - на крышу, или хотя бы на поленницу дров. А эта коза любила подыматься по лестнице на второй этаж.

И вот однажды кто-то оставил на площадке лестницы горящий самовар. Ты знаешь, как устроен настоящий самовар? Внизу у него маленькая топка и там горят щепочки или угли. А наверху вода от этого огня греется и закипает. Коза поднялась по лестнице на второй этаж и вдруг увидела самовар. Она рассердилась на него: "а что он шипит"! - И ка-а-ак боднет его своими рожищами! Самовар упал, вода вылилась, горящие угли рассыпались. А там рядом лежал матрас, набитый соломой. Он как вспыхнет! И пошло полыхать! А дом деревянный, старый, сухой. Горит - как порох.

Дома была одна Катя, старшая сестра Лиды. Она очень болела и уже целый год не ходила, а лежала в кровати. Но тут - откуда силы взялись! Катя встала и сумела выбраться из горящего дома. И спасла свою подушку. Она ею отбивалась от языков пламени. Когда народ сбежался - от дома остались одни головешки. И все вещи и даже деньги - сгорели.

Через несколько дней после пожара бедная Катя умерла. Все очень горевали. Все любили и жалели ее. И жить в Уржуме стало, ну просто невмоготу.

Что же делать? Дома нет, денег нет, одежда - только та что на себе, а зима на носу! Как же теперь жить? А ты как ты думаешь - что им было делать?

Думали они, думали - и решили: вернемся в Питер. А там видно будет.
Прощай, Уржум!

ВЫБРАТЬ СЕБЕ СТРАНУ: РОССИЯ или ЭСТОНИЯ?
Папе Ивану Ивановичу вся эта революция, гражданская война и разруха давно уже надоели. Он ведь юрист, а все юристы и существуют для того, чтобы был порядок. Он был судья, знал все законы и был очень хорошим, строгим и справедливым судьёй.
А тут? Законы каждый день другие да и тех никто не выполняет. Нормальному юристу работы нет, какая-то непонятная жизнь.

И папа решил - надо возвращаться обратно в Ревель, который теперь назывался Таллинн. Эстония стала самостоятельной. Там не было революции и разрухи. Там остался дом в Пирите у моря, там есть огород и вообще - там можно жить.

- Я лучше буду судьей в Эстонии, сказал папа. И дети будут ходить в школу, а не работать у крестьян на полях за кусок хлеба.
- Но ведь это теперь не Россия, там теперь и говорить надо по-эстонски и школа будет по-эстонски, и суд будет по-эстонски.
- Ну и что? - сказал папа. Подумаешь, что я - не выучу эстонский, что ли? Что я - глупее эстонцев, что ли? Они ведь знают этот свой эстонский, ну и я смогу. Поедем! Домой!

Тут младшие: Ваня, Миша, Антонидушка и Верочка закричали:
- Урраа! Домой, в Пириту!
- Будем купаться в море!
- Ловить камбалу!
- Ухаживать за клубникой!
- Ходить в школу!

Но старшие, Лида и Сусанна с ними не согласились. Они сказали:

- А мы останемся в Питере. Мы уже кончили школу и хотим учиться в институте. Мы не хотим учиться по-эстонски.
- Но ведь тут жить негде, квартиру нашу отобрали.
- Ну и что? Найдем, где жить, у нас есть тети и дяди, не пропадем!
- А откуда вы деньги возьмете на жизнь?
- Мы будем днем учиться, а вечером работать. Или наоборот, днем работать, а вечером учиться. Ведь теперь революция и скоро будет очень хорошая жизнь для всех.
- Ох, не верю я этим большевикам и этому вашему Ленину.
- Но, папа, он ведь тоже юрист, как и ты.
- Нет уж, юрист не нарушает законы, на то он и юрист, чтобы их строго соблюдать, а Ленин все эти безобразия, беззакония и революции считает правильными. Что тут правильного, когда на улицах стрельба? Нет уж, поеду в нормальную страну. А вы - как хотите. Большие уже.
На том и порешили.

<< Т.Раутиан: МАЛЕНЬКАЯ ПРА-БАБУШКА ТАНЯ Мая Халтурина: РЯДОМ С ЦВЕТАЕВОЙ-1 >>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация