Семейная мозаика
- 1. ЖАНРЫ и СЮЖЕТЫ
- 2. ВРЕМЯ ВОЕННОЕ
- 3. МИР ЛИТЕРАТУРЫ
- 4. Альманах
- 5. ДЕМКИНЫ
- 6. ДЕМКИНЫ НАМ РОДНЯ.
- 7. ПЕКУРОВСКИЕ et al.
- 8. МЕМУАР ТАНИ ГЛЕБОВНЫ
- 9. РАУТИАНЫ
- 10. РАУТИАНЫ НАМ РОДНЯ
- 11. ТОХТАСЬЕВЫ
- 12. САФЬЯНЩИКОВЫ et al.
- 13. ОДИССЕЯ ГЕОРГИЯ и ЕЛИЗАВЕТЫ
- 14. ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ
- 15.ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ
- 16. ХАЛТУРИНЫ и др.
- 17. УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
- 18. АРХИВЫ
- 19. СКЛАД НЕДОДЕЛОК
|
Мы
Квартирка наша была на втором этаже. Комната и кухня с русской печкой и полатями. А народу нас - 11 душ. Папа, мама, 8 детей (и не"грузовик", а няня, баба Дуня). Спали на печке, на полатях, на полу, на столе, под столом. Как-то помещались.
В доме хозяйка - баба Дуня. Она и обед варила, когда было из чего варить, и стирка была на ней и все такие дела домашние.А главное - она была носителем народной мудрости, то есть как быть, когда чего-то нужного нет.
Володя, пока был очень маленький, он был дома. Ходил ли он потом в ясли - не помню. Вспоминаю его языковые изобретения. Он решил, что ПАПА - это знак мужчины. Папа был просто папа, сам Володя себя называл "папа-Вова". Братьев: папа-Юра, папа-Ейка, т е. "папа-Сергейка".
МЫ РАБОТАЕМ НА ЗАВОДЕ
Завод – военный, поэтому те, кто работал, получал хлеба 800 г. (На обычных заводах давали 600 г,) детям до 12 лет – 400 г. А те, кто не работал, старики и подростки старше 12, назывались «иждивенцы» и получали 250 г. Это так мало, что дети бросали школу и шли работать. На заводе работало человек 50-60 детей, от 12 лет и старше. Мама обратилась в дирекцию:
- Бросают школу! Этого нельзя допустить! Ведь тогда рухнет будущее целого поколения!
И она добилась, чтобы дети работали не 11 часов, как взрослые, а шесть. И ходили бы в школу.
Юра приехал в Сарс раньше нас с Серегой и уже работал пирометристом
Надо и мне, Тане, оформляться на работу. Пришла я в отдел кадров. Говорят - лаборантом. Забоялась ужасно. Лаборантом? Это же надо много чего уметь. Мне скажут - делай, ты же лаборант. А я не умею, стыдно.
- Нет, я не могу лаборантом, а можно - учеником лаборанта?
Уперлась - ни за что лаборантом. Ну, ладно. Оформили учеником на месяц. И я весь этот месяц училась считать на логарифмической линейке, на арифмометре "Феликс", измерять поглощение в стекле прибором Демкиной. Прибор Демкиной? Мамы! Ничего себе! Я и не знала. Научилась вычислять параметры на огромной сложной гистограмме. Она настолько обветшала, что пришлось её заново начертить. Вот это тоже мне поручили. Очень мне понравилась такая идея. И потом, через много лет я сама в своей работе всегда использовала графические способы расчетов.
Сергей стал работать в столярной мастерской.
Там делали ящики для готовой продукции. А готовая продукция - это результат работы всего завода. Если в дороге ящик сломается, то всё насмарку. Ведь уже известно, куда пойдет это стекло. Например, на бинокли, которые делает оптико-механический завод. И представьте, бинокли уже изготовили - а стекло не доехало. Потому что разбилось в дороге. Потому что ящик оказался непрочным. Правильный ящик для такого тяжелого и дорогого продукта, как оптическое стекло, сделать не просто. И вот однажды на заводе кончились гвозди, а новые не присылают. А без гвоздей - как прочные ящики сделать? Завод работает, продукцию выпускает, а отправить заказчику не может. Выручил замечательный столяр, Серегин учитель этому мастерству. Он предложил остроумную конструкцию ящика "ласточкин хвост", где требуется очень мало гвоздей. Сам он был инвалид и не мог такие ящики делать. Научил Сергея. И в результате продукция заводе не легла мертвым грузом, а была спасена. Дошла до заказчика.
Сергей очень любил что-нибудь делать, и делать хорошо. Очень гордился этим. Этот его учитель, столяр, научил его мебельному мастерству. В результате у нас дома появился стенной шкафчик Сережиной работы. Под орех, с филенкой, лакированный, все как надо.
Потом и Алёна стала работать. Она была учетчицей.
Младшие, Кира и Млада в детсад ходили. Но и им удавалось поработать. Ближе к весне, картошка кончилась, мы перешли на суп из крапивы. И это они, малышня детсадовская, Кира и Млада, под водительством Ксаны, (которой не было еще 12 лет), обмотав ручонки тряпками, отправлялись на сбор крапивы.
ГОРЯЧИЙ ПОЛ
Трубы с горячим га3ом проходили под каменным полом к печам. Ясное дело, пол был очень даже горячий. Особенно - прямо у печи. Мы брали из дому пару-тройку картошин. И когда захочется поесть (а есть хочется всегда) кладем картошку на пол у самой печи и присыпаем горячим песочком. И песок начинает "кипеть", в точности как вода кипит. Пар из него валит. Минут там через сколько-то, не помню, 15-20 наверно, палочкой выкатывем картошины из песка. Готовы, испеклись.
Добавить отзыв
|
Все отзывы
Последние отзывы:
Фотогалерея
- Мы и наши
- По странам и континентам
- Галерея ТГР
- Фотогалерея Ивана Халтурина
|