Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Лазарь Берман

Биографическое
Лазарь Васильевич (Вульфович) Берман родился 27 февраля 1894 года по старому стилю в Санкт-Петербурге. В 1905 году поступил в 5-ю петербургскую гимназию, где проучился два года, в 1907 перешёл в Тенишевское училище. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. С началом Первой мировой войны был мобилизован, служил в 4-м запасном бронедивизионе, где познакомился с Виктором Шкловским.

В 1915 году поступил секретарём в журнал «Голос жизни».
После революции 1917 года был близок к эсерам, в 1918 году, во время эсеровского мятежа был арестован в качестве заложника, но не пострадал. В том же году добровольцем поступил в Красную Армию, в автомобильные части 7-й армии Западного фронта. Был помощником шофёра, заведующим гаражом, командиром автоотряда, заведовал экспедиционной частью автомастерских.
В 1920—1921 годах работал секретарем в Петроградском отделении Союза поэтов. Организовал, вместе с И. Оксеновым и К. Державиным, издательство «Эрато». В 1921 году, после демобилизации, поступил на автомобильное отделение электромеханического факультета Технико-педагогического института, который закончил в 1922 году.
В 1924 году стал секретарем журнала «Новый Робинзон».
Известен тем, что в 1925 году заходил к Есенину в гостиницу «Англетер» вечером накануне гибели последнего.[1]
Во второй половине 1920-х годов работал в газете «Ленинские искры», руководил пионерской радиопередачей. В 1929 году «Красная газета» командировала его в «карскую экспедицию» (ледокол «Красин» в сопровождении нескольких судов должен, обогнув Скандинавию, найти проход через льды к устьям сибирских рек), о которой он оставил путевые заметки.
В декабре 1929 года переехал в Москву. В 1930-х годов работал редактором газет-учебников Учпедгиза, в 1939 году организовал автомобильный кружок для детей.
В июне 1942 года был мобилизован и определён рядовым в караульную роту в Москве, где пробыл около восьми месяцев. С начала 1943 до 1945 года воевал в составе автослужбы 2-го Украинского фронта.
После демобилизации вернулся к руководству автомобильным кружка, при котором возникла «Первая детская автомобильная трасса» («1 ДАТ»).
В 1912 году под грифом «Тенишевское училище в СПб» вышел стихотворный сборник «Пепел», в который вошли стихи Бермана. В 1915 году вышел второй сборник его стихов — «Неотступная свита», а в сентябре 1921 года — последняя его поэтическая книга «Новая Троя», вызвавшая резко критический отзыв Валерия Брюсова. Более стихов не публиковал.
Написал несколько популярных книг о технике для детей: про трамваи, автомобили («Четыре скорости. Первая книга об автомобиле»; 1936), работу корабля-сухогруза («Кобылья вахта»; 1930), повесть-сказку «Путешествие по стране Авто» (1961).
Оставил путевые заметки о «карской экспедиции» ледокола «Красин» (1929).
В нашем архиве множество писем-записок от Лазаря - Ивану Халтурину.

19 мар 1970 из Москвы
Виталию Халтурину

Виталий Иванович!
Действительно, с Вашим отцом меня связывало многое. Был период тесного общения начавшийся еще до "Ленинских Искр" - с 1923 г. по 1929-ый вкл., и с 1930 по 1936 - в Москве. Надпись на "Четырех скоростях" была, насколько я помню, последним его актом общения: я был именно на этой книге разгромлен и стал persona non grata. После этого мы связывались еще в 1955 по сборнику о творчестве Житкова, в 1949 - на 25-летнем юбилее Л.И. (<Ленинских Искр>) и, года два назад, он как-то вечером был у меня и - что редко бывает - я читал ему стихи. Свои.

Известие, которое Вы мне сообщили, меня поразило. Зачем он нарушил очередь!
Материалов того, почти во всем замечательного времени у меня не сохранилось. Только в памяти. О всем этом можно рассказать, но, по условиям жизни, это возможно только когда появится реальная почва. Сил у меня вроде как убавляется, а дела еще много.

Знаете спор - что "бе в начале". Литераторы готовы присоединиться к мнению, что в начале "бе слово". А я отношусь к тем, кто решил, что в начале "бе дело". И 31-ый год я уже делаю дело. Но всё с теми же дорогими для меня ребятами - от 9 до 14 лет.
И когда я, как бессменный руководитель и основатель 1-й детской автотрассы, сижу в головной машине, а рядом со мной за рулем мальчик - юный водитель, и в других десяти машинах, идущих за мной цепочкой - такие же мальчики, да без инструкторов, и над головной машиной лозунг: "Пионеры - за руль автомобиля!" - и так мы ходили и в Ленинград, а в день пионерии в 1966 выступали с маневрами на Красной площади - я доволен как взыскательный художник.

Кого я знаю, кто может ещё рассказать? Ушли почти все... Если назвать Борового - редактора Л.И. в тот период. Ленинград Д 25, Невский проспект, 84 кв 18? Но он никогда не мог - а теперь тем более - написать. А между тем - он острого ума и теплого сердца человек.
Боюсь, что по Л.И. остался только один монополист - я. Конечно, архивные материалы для меня очень интересны. Но могу ли я в них зарыться? Нет, этой возможности нет.
Кто же Ваша мама? Если Лия Малаховская - то она осталась в моем сердце и я был бы рад ее поприветствовать.
Разрешите пожелать вам всяческих успехов.
С приветом
Л.Берман

2 апр 1970 из Москвы
Виталию Халтурину

О Виталий, названный так в честь Виталия Валентиновича Бианки! Вы меня наконец, растревожили. особенно упоминаниями некоторых имен. Поэтому так срочно отвечаю.

Неожиданно найденной Лии Малаховской передайте мой поклон, я часто вспоминаю ее и всегда с большим теплом. Хочу очень узнать у нее о Скачковской, с которой она меня в Москве познакомила, и который передала совершенно необыкновенный заряд действительной дружбы ко мне. Она исчезла с моих глаз, как только грянула война. Спросить было не у кого, да тогда и "о брате пожалеть не смей ныне брат". Это меня мучит. Может она знает.

Взволновали меня упоминания о Коле Деньгине. Он в 1924 году (с Халтуриным) были вожатыми в детском доме им.Карла Либкнехта и Розы Люксенбург. К ним в дом - еще до ЛИ - я ходил в гости как в дружескую семью (те к ним и ребятам детдомникам).

Скоро Деньгин тоже скрылся с глаз, но я - почти уже полвека - о нем всё с тревогой вспоминаю. Он крестьянский парень с северной Руси - был полон спокойного достоинства, немногословен, корректен, словно воспитан в хорошем дворянском доме. И я часто тревожился - кем же он стал. Все возможно - мог стать пустым местом, подлецом, карьеристом, тряпкой - чем угодно. А должен был стать по своим данным, по своему убеждению, прямым, волевым, без намека на показуху и саморекламу. Ах, порадуйте меня, на закате моей жизни.

Борового звать Михаил Юлианович. Крючевскую не знаю, хотя в фамилии есть что-то знакомое. Аня Мойжес, кажется, на пенсии. Возможно, ее адрес знают в Л.И.

В связи с Вашим вопросом, не был ли я редактором Л.И. - я хочу дать сначала Вам встречное задание (не все же мне, в самом деле, отвечать и отвечать!)

Не раз встречал, как Вы пишите мою фамилию в бумагах отца, не можете ли Вы составить на их основании коротенькое, в десяток-другой строк (как на обороте календарного листка) досье, какую роль, функцию выполнял означенный Берман в Л.И.?

Что касается Вашего посещения - бюро пропусков у моей квартиры не имеется. Не будет во время Вашего приезда особых сложностей в моей жизни и не окажусь я под Москвой в это время, с удовольствием встречусь с Вами.
Привет!
Л.Берман.

<< Николай ДеньгинПисьма Анны Константиновны Покровской Виталию Халтурину, 1941 год>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация