Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Об Александровых

Василий Иванович Александров - один из четырех моих прадедов. Предки его никогда не обнаружатся, потому что он кантонист и свое имя и фамилию получил не от родителей. В адресной книге Весь СПб Александровых множество, несколько страниц. Это самая распространенная фамилия в России. Зато в Справочной книге о купцах С-Петербурга 1897г" есть сведения и о Василии Ивановиче Александрове http://arc.familyspace.ru/archive/Peterburgskoe_kupechestvo_1897_17/p141
1-е ПОКОЛЕНИЕ

Василий Иванович Александров

Семейная легенда Её рассказала моя мама:
"Василий Иванович родился в 1826 году и еще мальчиком был взят в Молдавии кантонистом. О его родителях сведений не сохранилось. Моя мама говорила, что он, по-видимому, был цыганом.

Василий Иванович прослужил 25 лет в царской армии солдатом. Вышел в отставку в чине унтер-офицера. Соответственно, он поздно женился. Его жена, Александра Никитична (фамилии не помню) была младше Василия Ивановича на 23 года. Как и он, получила начальное образование. Дед завел небольшую москательную лавку и стал купцом 3 гильдии."

Что такое кантонист и какие правила были относительно кантонистов и вообще в армии во второй половине XIX века, об этом можно прочитать в Википедии. Но там - вообще, а как было дело с нашим кантонистом, Василием Ивановичем, мы не знаем.

Конечно, семейные легенды ошибаются в датах и прочих деталях. Но странно: В легенду не попало такое обстоятельство, что Василий Иванович - участник русско-турецкой войны и трижды георгиевский кавалер! Нам повезло узнать об этом совершенно случайно. Из легенды выпало. Леночка, Елена Витальевна наткнулась в интернете на коротко живущее сообщение об аукционе. Эта фотография 1879 года, "вся грудь в крестах", была выставлена на аукцион и куплена за 65 тыс руб. Кто продал и кто купил фотографию - это тайна аукциона.
К фотографии прилагается пояснительная записка:
Александров Василий Иванович , подпрапорщик 5-й батареи Е.И.В. Великого Князя Михаила Александровича Гвардейской Конно-артиллерийской бригады. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Награжден Знаками отличия Военного ордена Св. Георгия: 4-й ст. № 45831 — «за дела 27 и 28 октября 1877 г.», 3-й ст. № 4277 и 2-й ст. № 965 — « за отличие в деле под г. Филиппополем 2 января 1878 г.»


Когда он вышел в отставку? Во всяком случае не позже 1884 года. О нем сообщает "Справочная книга о лицах Петербургского купечества": в 1884 году он получил лицензию как купец 2 (а не 3-ей) гильдии в СПб. В книге сказано, что ему был тогда 51 год, и значит, родился он в 1833 году, (а не в 1926 как оценила семейная легенда в предположении, что жениться мог только выйдя в отставку.) Там указано также, что он отставной фельдфебель. Сообщается возраст его сыновей. Старший, Николай, родился в 1869 году, когда Василию Ивановичу было 37 лет, так что женился Василий Иванович за 15 лет до выхода в отставку.
Где он служил и жил с семьей до турецкой войны? Мы не знаем. Но в 1882 году, когда Лизаньке было 10 лет (еще до выхода отца в отставку) и она пошла в гимназию Шаффе, они жили стало быть в СПб на ВО.
Последний раз Василий Иванович упомянут в купеческой книге за дек. 1896 - янв 1997 г. Его адрес в это время - СПб ВО 7 линия дом 48. Это то место, на котором сейчас находится станция метро "Васильевский о-в". Лавка по продаже железных и москательных товаров - на Малом пр. 39. "Благовонно-косметические и аптекарские товары" - на Андреевском рынке, №1.

В 1897 году Василий Иванович умер. Ему было 65 лет. Лидия Ивановна пишет, что умер от рака. Никаких семейных воспоминаний о нем до нас не дошло.

Александра Никитична
В книге ДеРаут Лидия Ивановна пишет:
"После смерти мужа Ал.Ник. сначала жила у своего сына Николая, который, повидимому, и унаследовал лавку отца в Сергиево под Петербургом (ныне - Володарское) а затем переехала к нам в Ревель."

В Справочной Книге" все выглядит иначе. Александра Никитична сама унаследовала лавку, и не в Сергиево, а в Петербурге. В Справочной книге говорится, что она "в купечестве с 1884 при муже". В 1897 взрослые сыновья (Николаю 29 лет, Михаилу - 22) числились "при ней". Возможно, работали в лавке, но хозяйкой была она. Весь СПб тоже упоминает её как владелицу "железной и москательной торговли" на Васильевском острове в Петербурге до 1909 года включительно. Тогда (ей было под 60) она оставила торговлю и приехала к Демкиным в Ревель. Что стало с ее лавкой, мы не знаем. Во всяком случае ни Николай ни Михаил Васильевичи, ее сыновья, не упоминаются в адресной книге "Весь СПб" ни до 1908 г, ни позже. А Сергиево в Петербургской книге не участвует.

Возвратимся в Ревель. Мама пишет в ДеРаут о своей бабушке:
"Это была маленькая толстенькая старушка, очень добрая, спокойная и тихая.... После завтрака, обеда и ужина мы слышали:
- Спасибо, Лиза.
- Не за что, мама.
- Благодарствуйте, Иван Иванович.
- Ах, помилуйте, Александра Никитична."

Вот такой образ тихонькой доброй бабушки сложился у мамы. Ей не пришло в голову, конечно, что бабушка могла быть энергичной и распорядительной, единственной хозяйкой торгового дела. Она была такой на самом деле довольно долго, в течение 10 лет. Совсем другое дело, когда она не хозяйка, а живет на хлебах у зятя. Все эти "благодарствуйте" и "ах, помилуйте" не просто смешная старомодная вежливость, а как бы ритуальное признание бабушкой своего нынешнего положения.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
До взрослого состояния дожило пятеро детей.
Николай Васильевич
Родился он по нашим оценкам в 1869, по данным в ДеРаут - в 1870, что можно считать совпадением. Мама пишет, что он владел москательной лавкой в Сергиево и был купцом 3 гильдии. Документального подтверждения мы пока не нашли. В книге ДеРаут Лидия Ивановна пишет: "Николай Васильевич был женат на Елизавете Васильевне, двойной тезке его мамы. От неё он имел одну дочь, Ариадну (г.р.1902). Дядю Николая и его семью я видела всего один раз. В 1919 году во время гражданской войны на пороге своего дома он был убит шальной пулей. О судьбе его жены и дочери я ничего не знаю."

Елизавета Васильевна Александровна (1872-1958).
Это моя бабушка. Лидия Ивановна, ее дочь, моя мама, рассказывает в книге "Семья ДеРаут", что Лиза подружилась с Олей Демкиной в гимназииа. Ои сидели на одной парте. Через Олю Лиза познакомилась с ее братом, Иваном, своим будущим мужем.
После гимназии Лиза решила поступить на Бестужевские курсы. Вот тут в семейной легенде имеется яркий эпизод. Лидия Ивановна пишет: "Как желание продолжать свое образование, так и ее решение соединить свою судьбу с Ваней Демкиным встретило отпор со стороны ее отца.: он считал Ивана Ивановича Демкина легкомысленным молодым человеком, недостойным Лизы. Но решение Лизы было твердым. Антагонизм между ними был настолько силен, что когда в 1897 году у Елизаветы родился сын Андрей, и дедушка на радостях прислал детскую коляску, но гордый Иван отправил ее обратно."
Эпизод с коляской - прелесть, прямо Монтекки и Капулетти! И как же были мы разочарованы, когда в церковной записи о рождении и крещении Андрея прочитали, что крестной матерью его была ВДОВА Александра Никитовна Александрова. И действительно, Андрей родился 9 марта 1897 года, уже после смерти Василия Андреевича.

Елизавета Васильевна поступила на Бестужевские курсы, на истор.-филолог. отделение. Отец отказался помогать ей и она зарабатывала на жизнь уроками. Теперь это называлось бы репетиторством. Среди ее учеников были два мальчика, братья Скобельцины, один из них стал потом известным академиком. В 1895 году мы находим ее имя в Адрес-Календаре - она была учительницей в Риге, в частном учебном заведении г-жи Кебке.
В 1896 году они поженились с Иваном Ивановичем и жили в Петербурге. В 1901 ее мужа перевели в Эстонию и он стал мировым судьей в Лемфеле, в 1903 - в Вольмаре и затем в Ревеле. Семья выросла (восемь детей!) и с 1908 года Ел.Вас. стала зарабатывать как учительница: в Техтершуле, женском коммерческом училище и в частной гимназии Лендер. Она преподавала словесность в старших классах. Она жили в Ревеле (а летом - в своем доме в Пирите) до 1914 года.
С началом войны 1914 года Елизавета с детьми и уехала в Спб, где Ив.Ив. с 1913 служил мировым судьей. За войной последовала революция и голод. В 1919 году пришлось уехать в "хлебный" город Уржум. Там старшие дети батрачили в деревнях. Елизавета Васильевна начала учительствовать а потом стала директором школы.

Но судьба не унялась. Умерла от туберкулеза дочь Катя, произошел пожар, сгорело имущество,деньги и документы. Иван Иванович, участвуя в театральной самодеятельности, увлекся одной актрисой. Как пишет тетя Сусанна, "собрание детей" строго осудило отца. Они (они!) и решили уехать обратно в СПб без него. Но отец вскоре приехал в СПб и воссоединился с семьей.

Конечно, Уржум был эпизодом, спасением от голода. Но думая о будущем, Иван Иванович не принял большевистское всевластье и в 1922 году с Елиз.Вас. и младшими детьми уехал в Ревель.
Когда в Ленинграде у Лидии Ивановны родилась я, Таня, старшая дочь Лдии Ивановны, то бабушка Елизавета Васильевна приехала в Ленинград. Потом мой отец Глеб Николаевич с мной и с Наташей, (его старшей дочерью от первой жены, Ольги Лабунской) приехал в Пириту к Демкиным и оставил меня там на зиму под опеку бабушки Лизы. Эти хотя и краткие, но все же реальные контакты бабушки Лизы длились недолго. Начались строгости режима. Оптический институт, где работали мои родители, числился по военному ведомству и поэтому не только ездить, но и переписываться стало нельзя. О жизни там в течение 17 лет мы ничего не знали. Было нельзя даже в 1940, когда наши героические танки вошли в Эстонию, освободили ее от самостоятельности и присоединили ее к СССР.
Дедушка умер во время войны, в 1943 году. Только в 1946 трое ленинградских сестер Демкиных, Лидия, Сусанна и Вера с детьми приехали в бабушке Лизе. Кажется, Сусанна побывала и раньше, в 1945. Бабушке Лизе тогда было за 70, она не казалась очень старой, но уже была не контакной.
Жила она с Антонидой в Пирите в своем доме. Потом в Эстонии началось "раскулачивание", и Антонида, с которой жила бабушка, подверглась репрессиям. Схема была отлажена еще задолго до дела Ходорковского: Сначала, якобы за неуплату налога (сумма которого была заоблачной по маштабу одинокой женщины-фермера) отобрали дом. Антонину отправили в лагерь. Бабушку Лизу выселили. Усилиями ленинградских дочерей, Лидии и Сусанны, бабушку перевезли в Ленинград и она жила летом в Рощино, зимой в квартире тети Сусанны на ул Маклина. Я навестила их с тетей Сусанной на ул Маклина во время своей краткой поездки. Бабушка сердилась, не понимала, почему ее не пускают жить дома, в Пирите.
Через год Антонину выпустили из лагеря, но у нее уже не было крыши над головой. Не было участка земли, который кормил ее с молодых лет. Но она все же взяла Елизавету Вас. к себе, в маленькую проходную комнатушку в доме брата, Ивана Ивановича.
Елизавета Васильевна умерла в 1959 году, 87 лет.

3. Михаил Васильевич Александров (1880_ )
Шесть детей. Он владел москательной лавкой на Сиверской. Я его ни разу не видела.

4. Александра Васильевна Александрова (1883_ )
её муж Сергей Васильевич Жигалин
Их дети:
Вера Сергеевна Жигалина (1906_ )
Галина Сергеевна Жигалина (1908_ )
Владимир Сергеевич Жигалин ( _1941 )
Тетя Шура, как мы ее звали, была самой близкой из родных моей мамы. В 1945 году по возвращении из эвакуации, в Гостином дворе меня остановила женщина и спросила, не Лида ли я Демкина. Оказалось, что это моя двоюродная сестра Галя Жигалина. Я её не узнала, так как видела ее еще ребенком, 8-9 лет. Она сообщила, что тетя Шура, ее мама. и сестра Вера скончались, брат Владимир убит на фронте в 1941 г. Не могу простить себе, что я не узнала её координат, а сейчас едва ли могу её найти.

5. Владимир Васильевич Александров(1885_1914?)

Следующие поколения Александровых рассеялись и мы о них ничего не знаем.

<< СОФЬЯ ВЫШЕСЛАВЦЕВА - о Сергее ЕсенинеОсиконмяки, историческая родина>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация