Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

15. КОНЕЦ ЭКСПЕДИЦИИ

Мы прожили на Востоке 40 лет, 34 из них – в Гарме. Мы глубоко привязались к таджикам, восхищались их гостеприимством по отношению к любому, хотя бы и незнакомому человеку. Виталий по характеру своей работы больше общавшийся с народом, а по характеру - более, чем я, общительный, даже знал язык. Немного, но достаточно для того, чтобы это воспринималось как уважение.
Когда начались волнения в Кахахстане, война на Кавказе – мы были уверены, что уж у нас-то тут, в Таджикистане, где нас знали все и мы знали три поколения жителей, таких мирных, таких уважительных, таких доброжелательных – уж у нас-то это невозможно.
Но оказалось, что когда местные вожди стали бороться за власть – патриархальные устои потребовали поддерживать "своих", которые "из нашего района". Война началась не с русскими, не за социальные лозунги (не «против коммунизма», не «за демократию»). Война началась между своими – за власть.

В 1992 мы уехали в Москву. Из нашего архива мы смогли взять с собой только то, что влезло в чемодан и было на тогдашних дискетах (700К). Да и это было не просто.
Родной институт на клич о помощи ответил: "Ведь уже есть каталог - зачем вам сейсмограммы?" Новый собственник нашего научного добра уже повесил на входной двери главного корпуса выразительный амбарный замок.

Нет, вы представьте себе: Таня Глебовна, классик и ветеран, как-никак дама, в возрасте глубоко под 70, карабкается! после полуночи! через довольно высокое окно! в свой кабинет! Не зажигая света, шарит фонариком в ящиках письменного стола....
Виталий Иванович, классик и основоположник, лично знакомый каждому жителю района, (у него чудом сохранился второй ключ от лентохранилища), опять же - после полуночи - проникает. И там, во тьме, из 20 тонн бесценных и уникальнейших ЧИСС-сейсмограмм, которых нигде больше в мире нет - и никогда! - не будет, накопленных за десятки лет, находит самые уникальные и прикидывает - сколько же он, (после недавнего тяжелого инфаркта), сможет спасти, унести в чемодане.

Делать нам в Москве было нечего. Новых экспедиций не будет.

Вот у павианов – всё правильно. Желающий быть во главе сам схватывается с конкурентами, с риском что ему самому перегрызут глотку. Когда приближается леопард – вожак сам, первый, бросается на защиту своего народа, своей стаи.
У нас, у человеков, не так. Наши вожаки предпочитают проливать кровь своих «подопечных», отсиживаясь в начальственных креслах.

Как больно и стыдно было потом узнать, что русские самолеты бомбили кишлак, где мы раз сто были гостями, знали три поколения жителей. В своем огороде убита женщина с сыном, убит Джамол, добрый застенчивый человек, который еще мальчиком, в 1954 году помогал нам сажать наш первый сад. Что аспирант Виталия, Гармский уроженец Алишо, всю зиму скрывавшийся в горах от бомбежки – не выдержав, спустился, пришел посмотреть, что стало с экспедицией, был схвачен русскими солдатами и поставлен без разговоров к стенке. И только отчаянно бросившийся на защиту последний русский сейсмолог, которому некуда было уезжать – спас его.

Как больно было увидеть потом разбомбленный наш Халтурабад, наши домики, огромные дыры в здании нашей родной камералки от пушечной танковой стрельбы прямой наводкой, кучи битого кирпича вместо домиков... Это наша российская доблестная армия постаралась. Говорят, что русские летчики, бомбившие наши родные места, соседние кишлаки, вообще не знали, какую страну они бомбят. После беспредела в Афганистане им стало все равно куда стрелять, кого убивать.

<< "АВИАТОР-ПРАВОВЕД".Т.Г.Раутиан: От ДВУХ до ПЯТИ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация