Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Питер Молнар: ПРОЩАЙ, ГАРМ, 2007


Вот наша база КСЭ, какой она была в 1980-х.
Посмотрели? Теперь почитаем рассказ Питера (в моем переводе) и посмотрим фотографии. Текст письма (на английском) - рядом в соседнем рассказе
Т.Г.Раутиан
_________________________________

Дорогая Таня,
вот я и дома после поездки в Таджикистан. Я побывал в Гарме и в других местах. И хотя я уверен, что тебе известно многое из того что написано ниже - кое-что в этом длинном письме может оказаться новым. Это интересует многих, кто работал в Гарме, и я послал им копии.(Тане Атвотер, Фреду Фишеру, Майклу Гамбургеру, Денису Хатцфельду, Владику Мартынову, Жоре Попандопуло, Стиву Рокеру, Дэвиду Симпсону, Брайану Такеру и Робу Вессону)

Во-первых, все и каждый уже знали о кончине Виталия. Когда я сказал о его смерти, многие уже знали об этом, и я видел печаль на их лицах.

Я не знал тогда, что два с половиной года назад, (в сентябре 2005), когда вы были здесь, (на конференции, посвященной 50-летию КСЭ), что Виталий долгое время был в Душанбинском госпитале Кара-Боло из-за проблемы с сердцем.
(Только в последний день конференции ему удалось уговорить врачей выпустить его. Прямо с больничной койки он приехал в ТИССС, чтобы сделать свой доклад. Прим. ТГР)

Виталий уговаривал меня найти способ помочь Таджикистану. Я нашел Бекки Бендик, молодую выпускницу Университета в Монтане. Она оказалась замечательно подходящим человеком, чтобы двинуть это дело. Я приехал сюда, чтобы помочь Бекки Бендик и коллегам из Таджикистана и Киргизии, установить систему GPS для последующих наблюдений. Я надеюсь, что через два с половиной года после вашего приезда в Таджикистан этот проект поможет снова начать наблюдения.
Я поездил по Таджикистану много больше, чем это мне удавалось, когда я работал в Гарме в 1970-х.
Многие названия переменились, такие как Ленинабад и Орджоникидзеабад. Для некоторых причина переименования для меня непонятна. Например, Гармский район стал называться Рашт, хотя город попрежнему Гарм. Анти-советская реакция видна очень явно, про-исламское отношение ко всему широко распространено.
У меня была краткая встреча с Собитом Негматуллаевым в Душанбе. Он теперь руководит неправительственной организацией, которая устанавливает широкополосные сейсмографы в нескольких местах вроде Гарма и собирается установить еще несколько, кажется, всего около 6. Повидимому Негматуллаев все еще не женат, старается быть активным, но я не уверен, что он на самом деле делает.
 
Ты понимаешь какую ностальгию вызвала у меня Гармская база. Улица, на которой мы жили, осталась годной для обитания. Дома здесь сохранились, но большинство их пустует. Деревья стали выше, так что заслоняют дома.
Талиб, механик и шофер, который тогда играл в футбол с нами, живет теперь в Американском доме со своей второй семьей.
Это место выглядит прекрасно: розы цветут у входа с улицы, огород с задней стороны. Система канализации, видимо, разрушена, так что туалеты расположены теперь отдельно от дома, с восточной стороны, "за домом", как мы это называем по-английски.

Талиб сказал, что он положил много усилий, восстанавливая дом, но так как он теперь в ТИСССе не работает, то его когда-нибудь могут выселить. Он не платит ренты за дом. Он теперь водитель такси, день - из Гарма в Душанбе, на следующий день - обратно.
Большинство тех, кто сейчас живет на базе, не работают в ТИСССе и, конечно же - не работают в КСЭ, в экспедиции, которая исчезла вместе с Советским Союзом. Кто-то, раньше никак не связанный с экспедицией, живет в Нерсесовской квартире. По таджикским стандартам, это человек богатый и он содержит участок у дома в хорошем состоянии.
Не знаю, кто живет в вашей квартире, и в квартире Алика Лукка, но и тут тоже все выглядит ухоженным.
Другой таджик, который работал на базе, когда я там бывал, Заинитдин Сироджев, видимо один из двух, кто работает в ТИСССе и живет на базе. Сейчас он отвечает за сейсмостанцию. Раньше он работал с Сидориным. Я не помню, встречался ли я с ним раньше, но он конечно знал всех на базе. Он расспрашивал меня о тебе, Брайане, Робе и Фреде, и о Жоре. Он живет в восточном конце того дома, где жил Жора. И конечно, тут тоже все в зелени деревьев и цветов, и огород есть. Позади дома не только огород, но и корова, и куры,
может еще какой-то скот. Виноградные лозы, затеняющие участок перед входом в дом, огромны: две ветки, отходящие от ствола, каждая 25 см в диаметре, подымаются на беседку за домом.
Пара домов к западу от дороги около входа на базу тоже мне видятся в хорошем состоянии. окружающие деревья и сами дома выглядят прекрасно и, видимо, обитаемы.
Но почти все остальное разрушено.

Камералка (дом, где мы работали, где был твой кабинет и мой, и где был компьютер Брайана) разрушен. Северный конец его - это только стены, только оболочка дома. (по-американски это назывется, "скорлупа от ореха". Прим. ТГР).

Южная часть - просто щебень. Лестница все еще ведет в подвал (где было лентохранилище Прим ТГР), но я не решился туда проникнуть.
Столовая - тоже только стены, без крыши.
От дома Бориса Павловича, где было два этажа, остался только один.
(К слову: на днях заезжал ко мне в Москве Сафаров, Гармский уроженец, теперь энергичный и удачливый бизнесмен в Перми. Возвращался после отдыха в Греции. Он рассказал мне, что во время войны появился на том берегу Сурхоба танк. Остановился, развернулся. Выстрелом прямой наводкой из пушки снес этот второй этаж. Развернулся и укатил. Т.Г.Раутиан)


Бассейн существует, но не используется. На дне его - земля и останки железной техники. Дом, где была кочегарка и баня - разрушен, осталась только высокая труба и печи. Гараж, который не позволял футбольным мячам улететь в Сурхоб, полностью разрушен.


Появилось нечто новое, чего не было раньше - ржавый танк. Мы везде видели брошеные останки танков. Бекки насчитала 14 в долине у Тавиль Доры. Я видел примерно столько же вдоль Оби Хингоу, к западу от Тавиль Доры.
Следы войны невозможно не заметить...
Памятник жертвам землетрясения в Хаите сам стал жертвой. Голова скрыта в траве позади остатков туловища.


Видимо, Гарм был горячей точкой в войне. Ничего подобного не встречается в Хороге или к северу от него. Думаю, что религия играла большую роль войне, и оппозиция была намного более преданной исламу, чем правительство, особенно в советское время.
Талиб сказал мне, что он правоверный мусульманин и молится пять раз в день. В советское время это было трудно делать. Приходилось тайком. (Имя Талиб происходит из того же корня, что и Талибан, тем самым поддерживая убежденность, что его семья - крепка в религии.)
Он сказал что (во время войны) правительственные силы заняли восточную часть базы, а оппозиция - западную часть и гору над базой. Несколько дней невозможно было выйти из дому, даже чтоб принести воды или еды. Талиб был ранен - пуля прошла через живот. Его жена показала мне свой шрам от пули на руке. Их маленький сын получил серьёзную рану в ягодицу и потом перенес тяжелую операцию, чтобы не стать инвалидом.
Многие люди потеряли ноги из-за мин. До сих пор коровы взрываются на минах. Мы везде видели предупреждающие надписи.

Я с удивлением обнаружил, что Душанбе - довольно хороший город, много зелени, привлекательные здания (мне помнился довольно мрачный город). и мало следов бедности. Но инфраструктура страны разваливается. Дороги в ужасающем состоянии. Проехать из Душанбе в Гарм занимает 5 часов!
(Для американца это ужасно. С их стандартом скорости 72 миль в час, это заняло бы часа полтора в крайнем случае - два. Но я-то помню что мы проделывали этот путь (в 1950-х) за два дня, ночевали в Оби-Гарме. Правда, это было в прошлом тысячелетии... Прим.ТГР).
К востоку от Гарма дороги становятся еще хуже. Только в Душанбе на заправочной станции вам закачивают бензин в бак. Но в большинстве других случаев бензин хранится в канистрах или больших временных контейнерах, измеряется ведрами и заливается в бак машины через воронку.
Не удивительно, что все бедны. Зарплата - $30 в месяц. Учителя получают не больше. Сироджев получает от ТИСССа меньше. Многие стараются иметь два места работы. Кого бы я ни спрашивал - все думают, что в советское время жизнь была много лучше. Большинство считает, что Путин очень хороший, по крайней мере для России. Конечно же, все уверены, что хуже чем Буш невозможно даже вообразить. (Кто бы спорил? Разве что они думают, что это он сам принимает решения, они же не знают, что он просто кукла. Прим ПМ). (Питер не догадывается, что таджики, как, впрочем, в массе своей и россияне, понятия не имеют, кто такой Буш и что за политику он проводил. Прим ТГР)

Но есть вещи которые никогда не изменятся. Таджикское гостеприимство такое же всеобъемлющее, как и 30 лет назад. Каждый раз (довольно часто), как мы были гостями в таджикском доме, нас кормили. И это был сладостным напоминанием о том, как хороша был жизнь 30 лет назад.
Peter

<< Peter Molnar: FAREWELL, GARM, 2007С.С.Артемов: СТРАНА ЧЕРНОГОРИЯ>>

Смотрю на фотографии Гармской станции и в памяти всплывают картины того доброго времени, когда совсем ещ&#235; маленькой девочкой приезжала к маме на летние каникулы. Наш домик был недалеко от камералки, где работала моя мама Петрова Юлия Сергеевна. И я помню подбегала к маминому окну, где она работала. Помню как мы играли в куклы с девочками Татьяны Глебовны. Помню Иру и Олю. А последующие годы моя Мама работала в Талгаре и на лето я приезжала уже туда. Как вс&#235; это было давно! Какое было славное время! И все жители Гармской станции- как одна большая семья!
Ольга, 05.02.2015

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация