Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Сергей Гл.: КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Когда я был маленьким, папа как-то спросил меня:
- Сережа, за что тебя водили в милицию?
Я не был пай-мальчиком, но не настолько, в милицию не попадал.
- Никто меня не водил в милицию - ответил я с достоинством.
Почему же, - сказал папа - у тебя поднят воротник, как будто тебя за шиворот тащили в милицию? Интеллигентные люди так не ходят!

С той поры я стал наблюдать за воротниками и про себя отмечать попадавших милицию. Оказалось, многие взрослые - молодые симпатичные девушки, молодые и немолодые мужчины, почти все кино-герои - в их числе Мегрэ и Казанова - не раз бывали в милиции. Поднятый воротник увековечен в бронзе. И я понял: ходить с поднятым воротником это так оригинально, так оригинально, что теперь все так делают, даже якобы интеллигентные люди.

Когда я был маленьким, я страсть как любил бегать босиком по лужам, да еще под дождем. Я получал неизъяснимое удовольствие, в особенности, если дождик был теплый, “грибной”, с солнышком.

Я вырос, стал ходить в кино и обнаружил, что это оригинально, очень оригинально, так делают все, - из сотни фильмов едва ли найдется один, где герой и/или героиня по воле сценариста и режиссера не попадали бы под проливной дождь. Как и все, я люблю хорошую погоду. Но в кино-фильмах ее роль незаслуженно скромнее.

Когда я был маленьким, но не слишком - я уже ходил в школу - папа давал мне первые уроки фотографии. Папа был хорошим фотографом. Нам, его детям и нашей маме ужасно нравились его карточки, на любительских выставках они получали премии. Среди папиных уроков я помню такой:
- Сережа старайся не снимать против солнца, иначе на фотографии будут блики, фон, объект будет в тени, на карточке ничего не разберешь. Когда снимаешь, солнце должно светить тебе в бок или в спину.

Не знаю, кто из операторов первым снимал против солнца, но теперь это считается оригинальным и так делают все. Снимают на солнце, на фары, на фонари, на прожекторы, чем ярче источник, тем лучше. В итоге километры испорченной пленки, нуль художественного впечатления, но зато оригинально. Нет худа без добра - благодаря обилию бликов какой-нибудь из них оказывается резким и по нему удобно объяснять студентам и учащимся технологичность ирисовой диафрагмы, дифракционную природу “усов”, исходящих из бликов, особенности эволюции бликов при съемке наплывом и ряд других технических моментов.

Когда я был маленьким, я жил в Ленинграде. Зимой и осенью там постоянно дует сырой неприятный ветер и взрослые поучали меня: “Сергей, застегни пальто! Сергей, застегни пальто!” Я, конечно, бегал расхристанным, нередко болел бронхитом, особенно перед контрольными.

Я вырос, стал ходить в кино и, как вы догадываетесь, обнаружил и у взрослых стремление заболеть. И в сравнительно мягких условиях, и в суровую арктическую или сибирскую зиму киногерои обязательно ходят нараспашку, демонстрируя широкую душу, тельняшки, комбинашки или, за неимением нижнего белья, просто волосатую грудь. Это настолько оригинально, что так делают практически все.

Когда я был еще маленьким, но уже кое-что понимал в отношениях между людьми, моя тетя, интеллигентная женщина, библиотекарь одной из ленинградских библиотек, мягко объяснила мне:
Сереженька, стоять спиной к собеседнику неприлично. Таким способом ты можешь выразить только свое неуважение к нему.

Сейчас положение радикально изменилось. По канонам любого современного кинофильма или художественной телепередачи разговаривать, повернувшись спиной - первейший признак хорошего тона. Стоя спиной друг к другу разговаривают Начальник - Подчиненный, Следователь - Преступник (в приведенных примерах можно, правда, допустить известную степень неуважения), Он - Она, Родители - Дети любых возрастов, Директор - Секретарь парткома, буквально все кинопары и во всех ситуациях. Нет нужды подчеркивать, что это так оригинально, так…и т.д.

Я был еще совсем маленьким, когда заметил, что в каждом доме недалеко от входной двери стоит или висит вешалка для пальто и шапок, а если в доме живут маленькие дети, то и маленькая вешалочка.. Существуют вешалки и на работе. Входя в дом, люди раздеваются и вешают пальто на вешалки.

Но так бывает только в жизни. В кинематографе все гораздо более оригинально. Герой или героиня швыряют свое пальто, или плащ, или шляпу, в угол, или на диван, или на стул, или на какую-нибудь другую мебель, предусмотрительно подставленную специально для этой цели главным художником или его помощниками. Описанный прием несомненно оригинален, рекомендован, работает во всех фильмах про современную жизнь и проник в ленты, отснятые по Чеховским рассказам.

Семейная легенда гласит - мир узнал о моем рождении по моему ужасно громкому реву. Тогда я был совсем-совсем-совсем-совсем маленьким. Шло время, голос мой крепчал, и примерно в первому классу с ним и со мною не было никакого сладу. Терпенье папы иссякло и он сказал:
Сергунек, зачем ты кричишь? Когда ты говоришь громко, никто не думает над тем, о чем ты, собственно, хочешь сказать, все только думают о том, почему ты кричишь. Чем громче ты кричишь, тем меньше тебя понимают. Если ты хочешь, чтоб тебя понимали - говори нормальным голосом.
Слова папы произвели на меня сильное впечатление и я начал работать над собой. Сначала меньше, а потом и вовсе перестал кричать в потасовках с пацанами из соседнего двора, и при чтении стихов, которые нам задавали выучивать наизусть. Представьте себе - я стал получать пятерки по чтению, домашние и одноклассники перестали затыкать уши как только я открывал рот. По-видимому, мои жизненные уроки не оригинальны, большинство людей приходит к близким выводам.

Иное дело - искусство. В нем все по другому, не как у людей. Чтец-декламатор, стажер ли эстрады, или народный артист, обязательно переходит на крик. В любом кинофильме, в любой пьесе, Шекспира ли, Горького или современного автора - все кричат. Кричат средневековые рыцари и древнегреческие мудрецы, кричат трудящиеся и капиталисты, кричат любовники, ученые, детективы, председатели профкомов. Но особенно самозабвенно кричат тренеры и военачальники. Я потерял надежду самостоятельно выяснить, почему искусство не хочет быть понятным народу и поручил разобраться в этом своим голосистым внучкам. Но может быть, все совсем просто: кричать так оригинально…

Когда я был маленьким. я страшно любил вертеться перед зеркалом, строить рожицы, показывать язык, кривляться, говоря по-современному - изгаляться. В передней нашей квартиры стояло большое зеркало, и взрослые, глядя в него, поправляли прически. заколки, шляпки, кашне, занимаясь с моей точки зрения всякой ерундой. Зеркало стояло высоко, с пола я в нем себя не видел, но подставлял стул и предавался любимому занятию. Однажды я так увлекся всевозможными телодвижениями, что стул подо мной сломался, я упал и больно ушибся, и мне же еще и попало за громкий шум.

Легко понять мою радость, когда в кино стали практиковать съемку через зеркало. Это весьма оригинальный прием, теперь так непременно делают все операторы всех стран и народов. А я, грешный человек, все ожидал, когда под героем сломается стул или он начнет коварно подмигивать. Дождался! Недавно народная артистка А.Ф., глядя в зеркало, показала зрителям и себе язык. Подошла очередь ломать стулья.

Когда я был маленьким, детская одежда была несравнено сложнее теперешней. Колготки, например, еще не были изобретены и их заменяли трусики и чулочки. Чтобы чулочки не спадали, они пристегивались с помощью резиночек к лифчику. Резиночки играли важную эстетическую роль, задавая строгие линии бедра, но конструкция лифчик-резиночки-чулочки доставляла истинные мучения кропотливостью и длительностью монтажа.

По всей видимости, многие кинорежиссеры, подобно мне, не вполне избавились от детского кошмара лифчик-резиночки и в своих лентах постоянно демонстрируют преимущества современной системы одежды, раздевая и одевая своих героев и героинь, а для большей убедительности проделывают эту операцию на взрослых.. Эстетическая роль резиночек с любовью восполняется молниями (раньше их также не существовало), лампасами, стрелками, фестончиками, и другими средствами, столь же эффективно подчеркивающими линию бедра.

Когда я был маленьким, я узнал еще массу других интересных вещей. Одно из самых сильных впечатлений родилось в разговоре с Федькой из нашего двора. Под большим секретом он сообщил мне, что мир покоится на трех китах. На этом обстоятельстве строились многие наши жизненные планы.

Счастливая пора детства! Глупенький Федька! Он и не подозревал, что мир почивает на штампах и шаблонах, т.е. на вещах, которые так оригинальны, так оригинальны, что так делают практически все.
14 июля 1989

<< Деревня МушАИО.ИО. В ПЕТЕРБУРГЕ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация