Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

"РУССКИЙ ФЛАГ НА КАСПИИ"

В книге две части: "Два столетия Каспийской флотилии" и "Пираты Каспийского моря"
В первой автор очень подробно рассказывает историю русского мореходства на Каспийском море, мало известную «широкой публике», обойдённую вниманием писателей и кинематографистов (в отличие от «многажды воспетой» истории создания Балтийского и Черноморского флотов в 18-м столетии). Я, например, узнал из этой книги не только подробности известных мне «в общих чертах» крупных исторических событий - таких, как Персидский поход Петра Первого или русско-персидские войны начала 19-го века, - но и много не столь значимых, частных, но также интересных событий, ранее совершенно мне неизвестных. Например, история английского авантюриста, «рыцаря наживы» капитана Джона Эльтона, достойна пера Дюма-отца.

Интересна и нова для меня история русского поселения на острове Ашур-Аде. Конечно, в истории Каспийской флотилии были не только увлекательные, яркие события , но и много будничной, «монотонной работы морского извозчика», что отражается и на стиле книги. Описания боевых походов, дипломатических миссий, сражений с морскими разбойниками сменяются несколько сухими перечислениями названий кораблей и фамилий их командиров, Но и самые, казалось бы, заурядные эпизоды интересны тем, кто специально этим интересуется, и дают читателям представление о повседневной жизни и службе русских моряков на Каспии.
Вообще надо поблагодарить автора за то, что он знакомит нас с малоизвестными или вовсе забытыми страницами истории своего родного края.

В ещё большей мере это относится ко второй работе, входящей в сборник, – «Пираты Каспийского моря». Здесь уже никак не пожалуешься на монотонность. Сама тема, заявленная в названии, «задаёт тон» всей книге, в которой история морского разбоя на Каспии показана на широком фоне истории многих прикаспийских государств (от Хазарского каганата до Российской империи) и в очень широких хронологических рамках – от раннего средневековья до начала 20-го века. Это очень увлекательное чтение для тех, кто как я, интересуется историей. Тем более, что автор здесь, конечно, прав, - представление о морских разбойниках у нас связано обычно с Карибским морем , Юго-Восточной Азией и другими столь же отдалёнными, экзотическими краями. (Хотя и на более близком нам Средиземном море пиратство процветало издавна, ещё во времена Гомера). О пиратах на «нашем родном» Каспии я из этой книги узнал впервые.

Хочу отметить и другие достоинства М.А.Кирокосьяна как историка. .
Во-первых, он очень добросовестный исследователь. Развенчивая многие устоявшиеся представления (например, легенду о сожжении казаками-разинцами корабля «Орёл»), он не опровергает их голословно, а убедительно доказывает свою правоту подлинными историческими документами. Хотя я на его месте не стал бы называть классиков русской историографии (Соловьёва, Костомарова, Ключевского) беспочвенными фантазёрами. Они могли и не знать документов, обнаруженных в астраханских архивах только «в их время», в середине 19-го века, и опубликованных лишь в 1978 году.

Труднее понять легковерие (или невежество) современных исследователей. Хотя, конечно, красивая романтическая сказка о боевом корабле, оборонявшем Астрахань от Разина и сожжённом повстанцами (или, ещё лучше, взорванном своей героической командой) приятна для нашего национального самолюбия. Не то что будничная и печальная, зато подлинная судьба целой флотилии, брошенной дезертирами-голландцами и 10 лет бесславно гнившей «на приколе». Я думаю, что Пётр Великий, с его неукротимой энергией, заботой о «казённой копейке» и любовью к флоту, не допустил бы, при всей своей занятости, чтобы корабли Каспийской флотилии целых 10 лет стояли без дела и в конце концов сгнили или пошли на дрова.

М.А.Кирокосьян как историк свободен от национальных и социальных предрассудков. О сложных, доходивших до войн, отношениях России с Персией он пишет без «ура-патриотического» угара, понимая, что не только у России, но и у Персии были свои государственные интересы на Каспии и в Закавказье. В работе о пиратах, говоря о новгородских ушкуйниках, «вольных» казаках, Степане Разине, о пугачёвце Заметайлове, он не только осуждает жестокость разбойников, но и признаёт, что набеги ушкуйников помогли Руси избавиться от татаро-монгольского ига, «доходность казачьих предприятий отходила на второй план, когда дело касалось Веры и Отечества», а разинцев и пугачёвцев вынуждала к разбою нищета и социальное бесправие простого народа на Руси.

Наконец, несколько критических замечаний. В главе об ушкуйниках (стр. 272) вскользь упоминается «некий Анфал», предводитель разбойничьего набега новгородцев на Волжскую Булгарию в 1409 году. «Некий» Анфал Никитин был не просто предводителем разбойников, но и видным политическим деятелем Новгородской республики, «народным трибуном», борцом против угнетения новгородскими боярами «чёрных людей». Изгнанный своими противниками из Новгорода, он с другими беглецами осел на Северной Двине, то дружил, то враждовал с московскими князьями, постоянно воевал со своими многочисленными врагами и в конце концов был убит предателем из своего ближайшего окружения. (О нём подробно пишет, например, Карамзин в 5-м томе «Истории государства Российского»). В общем, Анфал был личностью очень яркой и прожил бурную, богатую приключениями жизнь, Эпитет «некий» к нему мало подходит.

О названиях «Иран» и «Персия» (примечание на стр. 258). Вопрос сложный, Насколько я знаю, сами персы издавна называли свою страну именно Ираном. Название «Персия» - европейского происхождения , позднее действительно ставшее официальным (до 1935 года). Так что трудно сказать, какое из них старое, а какое новое, и, по-моему, не стоит винить в этой путанице советских историков больше, чем , скажем, древнегреческих..

Сомнительной мне кажется и попытка автора отрицать жестокость крепостного права в России на том основании, что плен у среднеазиатских народов был для русского человека ешё ужаснее (стр. 393-394). Жестокость помещиков-крепостников и бесправие крестьян обличал не только маркиз де Кюстин, но и многие русские авторы, так что легковесность памфлета французского путешественника ещё ничего не доказывает. Тем более, что сам М.А. Кирокосьян на протяжении всей книги ставит знак равенства между рабством на Востоке и крепостничеством в России.
Но это всё мелочи. В основном же книга прекрасная – содержательная, хорошо написана, привлекает интерес читателя, открывает забытые страницы нашей истории.

Вообще надо поблагодарить автора за то, что он знакомит нас с малоизвестными или вовсе забытыми страницами истории.

Спасибо Вам, Михаил Анатольевич!

Сергей Артемов
15-01-2015, г.Обнинск

<< Фишеры в "Весь СПб"Андрей Коляда: МЫ Ж ПРОФЕССИОНАЛЫ !>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация