Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

РАТЧИ в РУССКОЙ ИСТОРИИ

Ратч - странное имя. Но попадается в исторических документах. Предки, боковые ветки, просто однофамильцы...? Всякое бывает.

Ратша, тiунъ великаго князя Всеволода Ольговича, въ Кiеве.
Въ 1146 г., после смерти Всеволода, братъ его Игорь требовалъ, чтобы кiевляне поклялись ему в верности, и затемъ распустилъ ихъ по домамъ. Но кiевляне, позмущенные притесненiями княжескихъ тiуновъ, открыли вече и послали звать князя Игоря для дальнейшихъ переговоровъ. Игорь не явился, a вместо него прiехалъ братъ его Святославъ, спрашивая, чего они желаютъ.
Кiевляне отвечали, что они желаютъ правосудiя, желаютъ, чтобы не было тaкихъ тiуновъ, какъ Ратша, который опустошилъ Кiевъ, и какъ Тудоръ, разорившiй Вышгородъ. Затем Святославъ и самъ великiй князь Игорь обещали назначить тiунами добросовестныхъ людей, которые будутъ довольствоваться установленною пошлиною и не станутъ обременять ихъ налогами. Несмотря на это обещанiе, Kieвляне не успокоились и разграбили домъ ненавистнаго имъ Ратши.
Карамзинъ: Исторiя Государства Росiйcкого, т. II, стр. 123, примечание 290.

Личное сообщение А.В.Родионова, пересказывает Таня Глебовна, по памяти
1. Полагают, что странное на наш взгляд имя - Ратч – это новгородский сокращенный вариант имени Ратибор или Ратмир. До сих пор сохранились аналогичные сокращения: Ванча, Кольча.
От Тани Глебовны, которая подбрасывает другие слышаные ею варианты. Например от Якова Алексеевича П.-С., внучатного ученика Лотмана. Кто не в курсе: Яков Алексеич впитал многие сведения и взгляды с генами и молоком матери своей, Маи Халтуриной, Лотмановской ученицы. Так вот, Я.А. сообщил нам, что Яша и Саша, Ванча - а может быть и Ратча - на самом деле первичные, очень древние до-христианские имена. А новые христианские - Яков, Александр, Иван, а м.б. и Ратмир – притянуты "за уши" к старым позже. И тогда старые стали восприниматься как уменьшительные, ласкательно-пренебрежительные варианты этих новых, торжественно-официальных.
Драчка теоретиков продолжается.

Еще от А.В.Родионова:
Пушкин писал «Рача» вместо правильного летописного «Ратча», потому что источник его был написан латиницей. Будучи французского образования, Пушкин прочел это имя по фрацузским фонетическим правилам. Пушкинский Рача отношение к Ратчам имеет, но совсем иное. Невскому служил не Ратча, а внук его, Гаврила Алексеич. Он прославился во время Невской битвы тем, что будучи сброшен со шведского корабля вместе с конем в воду – выплыл, вновь забрался на корабль и убил шведского епископа.

Кстати сказать, Ратча этот, дед Гаврилы Алексеича, прямой предок Ии Николавны Нюберг по линии Ратчей, но не по прямой мужской линии. Матерью Анастасии Васильевны фон Польман, урожденной Ратч, была двойная ее тезка, Анастасия Васильевна Ратч, урожденная Завязкина, дочь козловского дворянина Василия М. Завязкина и Марии Петровны Воейковой.

4.Предок Воейковых, Воейко Войтягович приехал в Москву в 1383 году. В те времена никому не возбранялось иметь любую веру. Но на государственную службу принимали только православных. А был Воейков (какой-то) ереси. Великий князь Дмитрий Иванович велел ему креститься в правосланую веру.

5. А в жены ему потом досталась, по семейному преданию, Аксинья Товаркова, внучка боярина Федора Товарко. А он – третий сын Григория Пушки, предок которого, Ратча, мышцей бранной святому Невскому служил. И т.д.

В легенде полно анахронизмов, но красиво
– заключил свое сообщение Александр Викентьевич.

А вот истории поближе к нашему веку
Александр Викентьевич открывает нам семейную легенду, которая исходит от Анастасии Михайловны Ратч, повидимому, внучки или внучатной племянницы Василия Федоровича:
Бабушка Василия Федоровича, жена Ивана Ивановича Ратча, морского врача (sic!), была маркиза Мария Антуанетта Бокаристо-и-Дискорбалло (или что-то вроде того). Вышла она за Ивана Ивановича Ратча тайно, была лишена наследства и проклята родителями. За ней в Россию приезжали два брата, но не нашли ее. Когда отец Марии умер, наследовавший ему брат Марии восстановил связи.
"Тетушка моя", говорила Анастасия Михайловна, "ездила в Испанию и виделась с последним маркизом Бокаристо-и-Дискорбалло. Его звали..." (плачет)... "Родриго… Они нас признают! "...

В романе "Державин" Ходасевича натыкаемся на следующую историю, в которой фигурирует лекарь Ратч (Sic!). (В издании 1984 года этой истории нет). Вот как пересказывает ее Александр Викентьевич:
В 1784-85 г Державин выхлопотал себе Губернаторство. Рассчитывал на Казанское, но получил Олонецкое. Губерния эта только что открывалась Указом от декабря 1784. В мае 1785 он был получил назначение. Место было глухое, на всю губернию было 206 тысяч жителей, лапландцев, карел, русских. В губернском городе Петрозаводске - 3 тысячи жителей обоего полу. В то время губернии объединялись по две, по три в наместничества, во главе которых стояли наместники (генерал-губернаторы). Олонецкое наместничество состояло из Олонецкой и Архангельской губерний, губернатором Архангельской назначен некто Ливен, а генерал-губернатором над ними - Тимофей Иванович Тутомлин, который резиденцию имел в Петрозаводске.
В повести Марка Кострова , где отлично описаны Аракчеевские поселения, неожиданно всплывают Ратчи. Это "Поселянщина, с которой началось возрождение Полистовских островов: Ратчи (теперь – Ратчино, на реке Становой Рясе у впадения в реку Воронеж), Липовки, Луковцев, Липовых горок и других деревень". Деревня Ратчи - в центре Аракчеевских поселений! Какая-то была, видимо, связь Василия Федоровича с Аракчеевым... Ведь он единственный об Аракчееве написал книгу - и превосходную!

Википедия упоминает еще несколько деревень с похожими наименованиями:
Например, д. Ратчино • Воскресенский район • Московская область •

Был еще генерал-майор Александр Ратч, о существовании которого Таня Глебовна узнала из справочника ВесьСПтрб за 1901 – 1913 и 1917. Там в 1901 г упомянуты три дочери ген-майора, Ратч: Варвара, Екатерина и Мария Александровны, которые жили все вместе на Садовой, 80, а также вдова генерал-майора, Ратч Мария Карловна (Офицерская ул.,30). В 1913 году вдова не указана, видимо. умерла. В 1917 – осталась только одна дочь, Мария. Но вот кем они приходятся нашему Ратчу, Василию Федоровичу, от которого пошли московские Раутианы - нам пока неведомо.

Последние известные нам военные потомки Ратчей-воинов , произошли по женской линии. это сыновья Анастасии Васильевны урожденной Ратч, внуки Василия Федоровича Ратча.
Мы и посчитали за грех упустить такую длинную и красивую ленточку замеченных в истории Ратчей.


В моей маленькой, но красивой деревне в Новгородской области на момент революции 1917 года в одной усадьбе оказались два дворянских рода - Сиверсы и Ратчи. Сейчас я занимаюсь поиском информации по этим родам. Они породнились. Наш Сиверс происходит из лифляндского дворянского рода.Георг Иоахим Иоган ( Иван Христианович) Сиверс, будучи капитаном лейб-гвардии Артиллерийского батальона был был пожалован Указом Павла I 150 душами и деревнями в Новгородской губернии. Дослужился до генерал-лейтенанта. Является родственником знаменитого Сиверса Якова Ефимовича, Новгородского губернатора. В ту пору в Новгородскую губернию входили Олонецкая, Тверская, Псковская и Великолукская области.
По Ратчам пока не все ясно. Род происходит из Австрии ( Цесарской земли). Штаб-лекарь Иван Яковлевич Ратч (1748-1800?) был корабельным штаб-лекарем, затем жил в Петрозаводске в Державинские времена. С 1796 г. доктор на Луганском пушечном литейном заводе.Жена Авдотья Севостьяновна. Ратчи из моей деревни после революции были репрессированы ( Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской области). Ратч Виктор Николаевич, 1881 года рождения, гвардейский офицер, в 1937 году был расстрелян.
Сергей, 29.12.2014

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация