Семейная мозаика
- 1. ЖАНРЫ и СЮЖЕТЫ
- 2. ВРЕМЯ ВОЕННОЕ
- 3. МИР ЛИТЕРАТУРЫ
- 4. Альманах
- 5. ДЕМКИНЫ
- 6. ДЕМКИНЫ НАМ РОДНЯ.
- 7. ПЕКУРОВСКИЕ et al.
- 8. МЕМУАР ТАНИ ГЛЕБОВНЫ
- 9. РАУТИАНЫ
- 10. РАУТИАНЫ НАМ РОДНЯ
- 11. ТОХТАСЬЕВЫ
- 12. САФЬЯНЩИКОВЫ et al.
- 13. ОДИССЕЯ ГЕОРГИЯ и ЕЛИЗАВЕТЫ
- 14. ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ
- 15.ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ
- 16. ХАЛТУРИНЫ и др.
- 17. УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
- 18. АРХИВЫ
- 19. СКЛАД НЕДОДЕЛОК
|
Георгий Андерсович В БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ
Тетя Таня (Татьяна Николаевна Раутиан) рассказывала, что её дядя, Георгий Андреевич Раутиан, служил в Брестской крепости, был "холостяк, собачник и купался в проруби". Вот такой лаконичный образ и запал мне в память с детства. Порылись мы в документах по Брестской крепости и нашли кое-что. Нашлись не только казенные документы. Володя Глебович порылся в пыльных коробках нашей alma mater, кв.34 на 9-й Советской, и обнаружил негативы столетней давности, в том числе и Георгия Андерсовича! Сына Андерса Раутиана, основоположника.
Георгий выбрал военную карьеру. Пошел в армию. Жизнь его прослеживается по казенным документам: послужным спискам.
20 апреля 1860 г родился.
Записан он в военных списках, "уроженцем Хейнявесиского прихода Михельской губернии Великого Княжества Финляндского". Неизвестно, что записано в церковной книге при крещении. Отец его, Андерс, хоть и приехал в Петербург, хоть и женат на русской, стало быть и дети родились в Петербурге - но остался финном. Великое княжество Финляндское не забывает своих граждан. И сам Андерс и сыновья и внуки его числятся в финской паспортной экспедиции финнами, временно живущими в России. Поэтому он считался уроженцем Финляндии, хотя на самом деле родился в СПб.
Георгий пошел в армию. Начал с того, что окончил курс наук в СПб пехотном юнкерском училище и 20 июня 1879 года вступил в 145 пехотный Новочеркасский полк рядовым из вольноопределяющихся 3 разряда.
31 августа 1880 годаего откомандировали в СПб, в Юнкерское училище.
14 декабря 1881 он - унтер-офицер, и по окончании курса
1 сентября 1882 года начал службу и постепенно продвигается по служебной лестнице: прапорщик, подпоручик, поручик, штабс-капитан.
Начальство, командир батальона, (а с его слов - и начальник бригады) удостоверяют, что "в прикомандировании в качестве адьютанта в Брест-литовское Комендантское управление<......> препятствий не встречается". Вспомним, что Брест-Литовская крепость - это граница, так что "препятствий не встречается" можно рассматривать как свидетельство о благонадежности.
В январе 1900 он капитан и комендантский адъютант Брест-Литовской крепости.
Примечание в послужном списке: Всемилостивейших рескриптов и Высочайших благоволений не получал. В отпуску для пользования ран, в плену у неприятеля и отставке не был. Холост. В службе обер-офицера сего не было обстоятельств, лишающих его права на знак отличия беспорочной службы или отдаляющих срок выслуги на оный.
Время идет, год 1905, 1906. В столицах бунтуют, До Брест-Литовска события доходят в виде секретных циркуляров, долженствующих оградить Брестскую крепость от тайных потенциальных врагов.
В списках Русской императорской армии (http://regiment.ru/bio/R/99.htm) написано, что 14 мая 1896 Раутиан Георгий Андреевич - капитан.
В 1906 году умер Николай Андреевич. Георгий Андреевич приехал в СПб на похороны брата. На недавно отысканной и отсканеной фотографии (спасибо Володе Глебовичу) мы видим Георгия Андреевича в мундире. Он - в Петербурге, в квартире Раутианов, видимо, на Захарьевской. Сидит в семейном кресле, том самом. которое сейчас украшает квартиру Оли Витальевны. Рядом с ним - Лева, Лев Николаевич, племянник. Леве на снимке лет 10, значит, это действительно 1906 год.
Но вот наступил 1914 год. 3 августа (21 июля по старому стилю) Германия объявила войну России. Как пишет Wikipedia, "...германцы планировали прорывы фронта с севера, со стороны Восточной Пруссии между Варшавой и Домжей и с юга, со стороны Галиции.... Направления обоих прорывов сходились на границе Царства Польского, в районе Брест Литовска. Против современной артиллерии крепость устоять не может. По решению командования 13 (26) августа 1915 г. русские войска оставили Брест Литовск. Георгий Андреевич эвакуируется и, видимо, в сентябре 1915 он уже в СПб.
В списке русской армии на 1 марта 1916 года сообщается, что Георгий Андреевич проходит службу как исполняющий должность штаб офицера 2-го петроградского комендантского управления.
В 1917 году сведения о Георгие Раутиане доходят до справочника Весь СПб-1917. Там сказано, что он живет на Фонтанке 90 с женой Анной Карловной (в других источниках она упоминается как Эльза. Видимо у нее двойное имя, как принято у немцев).
Что это за здание - Фонтанка 90? Спросим Google, он знает все. Да, вот оно - казенное классически желто-белое, "двух-с-половиной этажное" здание. Вблизи семеновского моста, где Фонтанку пересекает Гороховая улица. 32 окна по фасаду, выходящему на Фонтанку. Казарма лейб-гвардии Семеновского полка.
Революция революцией, но бумаги пока еще движутся как положено. Очередное звание - подполковник - Георгий получает 2 апреля 1917, уже от Временного правительства.
Итак, он в Питере. Ему 57 лет. Служит в столичной комендатуре. Начинается смута, революция...
Что же стало с этим честным служакой, с моим двоюродным дедушкой, папиным дядей - пока неведомо. Комендатура - не слишком безопасное место, когда на дворе - революция.
Роюсь в электронных военных архивах. И что же? Документы этих лет опять? или все еще? - засекречены и не выдаются. Какие там могут быть секреты через сто лет? Что случилось с его молоденькой женой?
Добавить отзыв
|
Все отзывы
Последние отзывы:
Фотогалерея
- Мы и наши
- По странам и континентам
- Галерея ТГР
- Фотогалерея Ивана Халтурина
|