Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Всеволод Дмитриевич

Если бывают непохожие братья – то это Георгий и Всеволод. Всеволод учился в том же училище что и Георгий, но ему правоведение страшно нравилось. Он выпущен был из училища вторым, по первому разряду и с золотой медалью.
Проф. Б.В.Никольский считал его лучшим из трех самых лучших своих учеников


Тут надо бы сказать несколько слов о Никольском. Из имеющегося в интернете наиболее мне интересна http://www.sociodinamika.com/lib/nik_sad.html
Правда, поражает буквальное истолкование автором парадоксальных словечек Никольского. Например "надо бы повесить парочку великих князей". Вот ведь и о своих любимых трех учениках высказывается Никольский не менее красочно. Видимо, чувство юмора, высоко ценимое в нормальных странах, ныне исчезло под тяжкой дланью российской действительности.

С 1884 года Никольский в Училище правоведения. Это было время бурного расцвета социалистических идей среди российского образованного общества. Никольский сначала тоже увлекся этими идеями. Интересовался либеральными теориями, идеями современных европейских философов (Ницше и других). За интерес к политике и нарушения дисциплины Никольский был отчислен из училища за полтора года до его окончания. В 1889 году он продолжил обучение на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. И теперь, уже будучи студентом Университета, понял, к чему ведет увлечение социалистическими идеями. Мы помним оправдание по суду терористки Веры Засулич.

Став профессором, он один во всём университете отстаивал охранительные идеи, высказывался "в пользу самодержавия, строгой власти, строгой семьи, против социализма принципиально, за исторические начала и уважения к ним и т. д.".

В 1912 году Никольский - профессор в Училище правоведения, в 1913 - профессор Юрьевского университета, преподавал там вплоть до немецкой оккупации Эстляндии.

17 мая 1919 года Петроградское ЧК его арестовало. Постановление от 12 июня гласит: «Гражданина Никольского, как убежденного организатора Союза Русского Народа, проникшего в военную организацию с целью шпионажа, — расстрелять; дело следствием прекратить и сдать в архив». Никаких доказательств шпионажа, информации о дате и месте расстрела Никольского в деле не содержится.

Училище правоведения было все же не университетского уровня. Для государственного служащего - достаточно. Но для профессора надо было окончить Университет.

Всеволоду мало было обязательных лекций – он изучал и читал многое еще. Например, аналитическую геометрию и наряду с нею логику, усердно читая университетский курс А.И. Введенского, учебник Минто и др. Прочитал главные творения Декарта (Discours sur la methode, Meditations 1641. Traite de l’ame et des passion ), Спинозы во французском переводе Saisset (Этику, Богословско-политический трактат, Политический трактат, О методе) и Локка («О человеческом разуме» - в русском переводе), приступил к изучению произведений Канта, познакомившись предварительно с 3х томной «Историей новой философии» Виндельбанда, последовательно прочел «Критику чистого разума» в русском переводе Соколова и «Критику практического разума», а также Kritik der Urtheilskraft в немецком подлиннике, сочинения знаменитых писателей-политиков, Montesquieu, L’esprit des lios, и Roussau – Du contrat social и Emile ou de l’education, причем по соглашению с профессором Куплевисским, писал сочинение на тему «О договорной теории возникновения государства». В двух последних классах Училища сосредоточился на изучении римского и гражданского права, прочитав учебник Шершеневича и два тома курса Победоносцева.. <……..>

Неудивительно, что проф. Никольский считал Всеволода самым лучшим среди трех своих любимых студентов и дал ему блестящую характеристику.

Окончив весною 1914 года Училище по первому разряду с награждением золотой медалью, Вс.Дм. поступил в Юрьевский университет с целью посвятить себя научным занятиям по избранной специальности. За истекший учебный год, не взирая на болезнь, успел основательно пройти Пандекты Дернбурга в русских переводах и Пандекты Виншейда в немецком подлиннике.

Но шла война, немцы двигались к Юрьеву и Университет эвакуировался в Воронеж. Потом Красная армия наступала на Воронеж , университет частично вернулся в Юрьев, частично стал основой будущего Воронежского университета. Всеволод не вернулся в Юрьев, а "уехал «неизвестно куда". О дальнейшей его судьбе мы ничего не знаем. На наш запрос в Воронежский университет мы получили ответ, что все документы университетского архива сгорели во время войны.

Curriculum vitae.

Я, Всеволод Дмитриевич Демкин, православный, сын действительного статского советника, родился в Петрограде 24 апреля 1893 года. Одиннадцати лет был определен в приготовительный класс Императорского Училища Правоведения. В старших гимназических классах Училища мои интересы сосредоточились главным образом на математике, физике, космографии и логике, причем, не довольствуясь программным объемом математических наук, я в последнем гимназическом классе самостоятельно изучал аналитическую геометрию и наряду с нею логику, усердно читая университетский курс А.И. Введенского, учебник Минто и др.

В специальных классах интерес мой к философским наукам не только не уменьшился, но даже окреп. В специальных же классах привлекли мое внимание гражданское и в особенности римское право, занятия которыми шли параллельно с изучением философии древней и новой. Прочитав постепенно главные творения Декарта (Discours sur la methode, Meditations 1641. Traite de l’ame et des passion ), Спинозы во французском переводе Saisset (Этику, Богословско-политический трактат, Политический трактат, О методе) и Локка («О человеческом разуме» - в русском переводе), я приступил к изучению произведений Кантаю Познакомившись предварительно с 3х томной «Историей новой философии» Виндельбанда, я последовательно прочел «Критику чистого разума» в русском переводе Соколова и «Критику практического разума», а также Kritik der Urtheilskraft в немецком подлиннике, обращая при чтении главное внимание на преимущественно меня интересовавшие методологические учения, - трансцендентальную диалектику и трансцендентальный метод. Тогда же я читал сочинения знаменитых писателей-политиков, Montesquieu, L’esprit des lios, и Roussau – Du contrat social и Emile ou de l’education, причем по соглашения с профессором Куплевисским, писал сочинение на тему «О договорной теории возникновения государства».

В двух последних классах Училища сосредоточился на изучении римского и гражданского права, прочитав по последнему учебник Шершеневича и два тома курса Победоносцева. По римскому праву написал сочинение на заданную профессором Б.В. Никольсикм тему – «О праве собственности по XII таблицам».

Окончив весною 1914 года Училище по первому разряду с награждением золотой медалью, вышел тотчас в отставку и поступил в Императорский Юрьевский университет с целью посвятить себя научным занятиям по избранной мною специальности. За истекший учебный год, не взирая на постигшую меня болезнь, успел основательно пройти Пандекты Дернбурга в русских переводах и Пандекты Виншейда в немецком подлиннике (кроме нескольких отделов первого тома) и написать сочинение на одобренную профессором Б.В.Никольским тему «О договорах в пользу 3их лиц по римскому праву». Кроме того изучал по собственному выбору 20ую книгу Дигеста и внимательно прочел Пергамента «Договорная неустойка и интерес». В этих занятиях всё время имел в виду подготовку к экзаменам на магистра римского права.

В. Демкин

Юрьев. 27 мая 1915 г.

Хочется привести некоторые цитаты из дневника Бориса Владимировича по отношению любимому ученику, Всеволоду:
......................

<< Мальчевские-"Корнелиевичи"Весь Спб: МАЛЬЧЕВСКИЕ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация