Семейная мозаика
- 1. ЖАНРЫ и СЮЖЕТЫ
- 2. ВРЕМЯ ВОЕННОЕ
- 3. МИР ЛИТЕРАТУРЫ
- 4. Альманах
- 5. ДЕМКИНЫ
- 6. ДЕМКИНЫ НАМ РОДНЯ.
- 7. ПЕКУРОВСКИЕ et al.
- 8. МЕМУАР ТАНИ ГЛЕБОВНЫ
- 9. РАУТИАНЫ
- 10. РАУТИАНЫ НАМ РОДНЯ
- 11. ТОХТАСЬЕВЫ
- 12. САФЬЯНЩИКОВЫ et al.
- 13. ОДИССЕЯ ГЕОРГИЯ и ЕЛИЗАВЕТЫ
- 14. ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ
- 15.ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ
- 16. ХАЛТУРИНЫ и др.
- 17. УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
- 18. АРХИВЫ
- 19. СКЛАД НЕДОДЕЛОК
|
С.И.Демкина: ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ
Ищу работу
Первый год жизни в Ленинграде был довольно труден, так как зарплата ассистента была невелика. Я решила, что мне пора работать. Пригласили маму Михаила Иосифовича из Тамбова, чтоб заменяла меня в мое отсутствие в уходе за Ниночкой. Ей было около года, а я уже была беременна Юрием.
Я устроилась от учреждения "СредВолгоСтрой" в Калязин на топографические работы. Поехала. Была уже осень, сентябрь. По заданию должнабыла снимать левый берег Волги шириной 2 км. Съёмка была мензульная, т.е. план получала сразу на месте. Первые три месяца были без снега и морозов и съемка продвигалась довольно быстро. В ноябре приехал контролер, военный топограф, проверять работу. Результатом проверки был удовлетворен. Сказал, что я минимальным числом точек даю максимально точную конфигурацию горизонталей.
- Видно, что вы имеете большой опыт.
Декабрь был морозный и выпал снег. Работать стало трудно, особенно, когда морозный ветер бил в лицо. Пока делаешь отсчет по рейке, лицо замерзает. Часто рабочий при инструменте мне говорил:
- Сусанна Ивановна, у вас лицо побелело.
Отвернувшись от ветра я терла лицо руками в нитяных перчатках. И снова за работу. Работала в меховой шапке, пальто и валенках. Приходилось непрерывно топать ногами и тереть руки друг об друга. Ни минуты нельзя было давать покоя рукам - закоченеют и не сможешь не только записывать и чертить, но и винты поворачивать. Закончила свое задание лишь к концу декабря. Закончив, приехала в Ленинград. Сдала свою работу, а 9 марта родила Юрия.
Возвращение домой ознаменовалось расстройством, тяжелым переживанием и даже обидой. Ниночка не узнала меня и не хотела идти ко мне. Ниночке не было года, когда я уехала, а приехала - ей уже 1 год 3 месяца - срок большой и немудрено, что она забыла меня. Мне пришлось всех удалить из комнаты: Михаила Иосифовича, Пелагею Михайловну и домработницу и я начала привлекать к себе дочь различными приемами.
Юра, в противоположность Нине, очень рано начал ходить, часто падал - чувство самосохранения было у него слабо развито. Я вынуждена была водить его на вожжах подмышки.
Вышгород
Летом 1935 года Михаил Иосифович был со студентами в г. Сланцы по разработке горючих сланцев. На зиму вернулся в Ленинград, работал в институте и готовил к защите диссертацию. Я тоже участвовала в графической работе по диссертации. Летом 1936 года поехали в Дедовичи, Михаил Иосифович руководит геодезической практикой студентов-маркшейдеров. Работа должна была проводиться в Вышгороде, слева от Дедовичей, если смотреть на Ленинград.
Приехали мы к вечеру, надо было найти ночлег. Нам посоветовали обратиться в дом, где жил учитель с семьей. Жена учителя охотно пустила нас переночевать. Михаил ушел к студентам, а я и дети, устроились в большой комнате.
Попив чаю, отправились ночевать. Дети на матрасах на полу, а мне предоставили кровать. Кроме нас троих тут были еще жена учителя, мать жены и в люльке младенец. Сам учитель, сказали, будет ночевать на сеновале. Дети заснули, я легла в кровать и разговаривала с женщинами. Вдруг раздалось пьяное пение. Жена учителя говорит:
- Это он, пьяный, сейчас начнет драться. Спрячьте меня к себе под одеяло. Я закроюсь с головой и он меня не увидит.
- Раз это нужно - залезайте.
Только она успела залезть под одеяло, как ввалился в комнату молодой пьяный мужчина. Обращается к матери жены:
- Где жена?
Та с дрожью в голосе говорит:
- Услышала твое пение, испугалась и убежала.
- Врешь, такая-то!
и ударил старую женщину по голове. Выхватил из люльки младенца и пошел к двери. Вошла хозяйка дома, умелая в обращении с пьяными. Она взяла его под руку. Говорит:
- Дай мне ребеночка.
Он отдал ей малютку и шатаясь пошел к двери. Я этой сценой была потрясена. Его жена опять была беременна, а он спьяну продолжал её бить. Вот жуть! Какие нравы!
На следующее утро учитель протрезвел и стал передо мной извиняться за свое вчерашнее поведение. Я высказала ему свое мнение о нем. Он мягко мне ответил:
- Да, нельзя мне пить, делаюсь зверем.
Мы пошли искать себе пристанище. Нашли у хуторянина, на отшибе от деревни, но близко к месту практики студентов. Давно это было, но впечатления о семье хуторянина и вообще о жизни крестьян того времени у меня и поныне ярки. Семья состояла из деда Кузьмы Ивановича, бабки Степаниды, их сына Гриши, его жены Кати, двух их сыновей, Вани и Володи и дочери Лиды. Кузьма Иванович - церковный староста, он же сапожник, он же - рыбак. Степанида - старая, но еще крепкая женщина - в доме и огороде труженица. Катя - еще молодая женщина, хорошая мать - все дети чистенькие, в школе - отличники, дома - безотказные помощники. В доме - порядок, не курят, не пьют, спокойствие. Никто не бранится. Гриша - добросовестный работник, и в колхозе успевает и дома порядок, в саду - прекрасные яблоки на яблонях, всё ухожено, сад и огород приусадебный перепахан и удобрен. Имеют корову, кур и поросят. Кузьма Иванович имел лодку, ловил рыбу и отдавал семье, а часть за бесценок продавал колхозникам, а многосемейным беднякам и даром отдавал. То же и с сапожной работой. Кому починит за небольшую плату, а кому и даром.
Я смотрела на их жизнь - и сердце радовалось. Есть же люди, без всякого образования, а по внутренней культуре и по и по поведению многие с высшим образованием им и в подметки не годятся. Я считала - идеальная семья. Наёмной рабсилы никогда не имели, прекрасно справлялись всей семьей. Кстати я, любительница обучаться всему на свете, получила у Гриши уроки косьбы. Научилась точить косу и косить. Косила с Гришей несколько раз. До сих пор сохранила в памяти правила постановки ног и косы при кошении. Лишь отбивать косу Гриша мне не доверял, но я видела, как он это делает. Озеро, на котором у Кузьмы Ивановича была лодка, и в котором он ловил рыбу, было недалеко и мы иногда катались на этой лодке.
Второе лето, 1937 года, мы опять были в Вышгороде, в этой самой семье. Там мы познакомились с учительницей, которая очень хвалила всю семью и особенно - мальчиков, которых она учила.
Помню, меня поражало, что сельсовет не разрешал крестьянам косить для себя траву в местах, неудобных для косилки - в канавах, в кустарнике и пр.
Через год, вернувшись из Томска, мы справлялись об этой семье. И узнали, что эту прекрасную, можно даже сказать - идеальную семью, добрую, умную, работящую - раскулачили и сослали!! Какое могло быть раскулачивание, если они никогда не имели наёмных рабочих! Сие не известно. Они всей семьей умело, умно трудились и жили безбедно. Но их жизнь на хуторе, их благополучие кому-то не давало покоя.
Если это не единичный случай, то это - беда и большая ошибка.
Томск
Когда Михаил Иосифович по приезде из Вышгорода пришел в институт, ему сказали, что по требованию Министерства его направляют в Томск заведовать маркшейдерской специальностью в институте, так как в Томске арестовали и сослали заведующего кафедрой. Ничего не поделаешь, приказ есть приказ. Собрались и отправились в Томск всей семьей на 1937-1938 учебный год. К этому времени Михаил Иосифович защитил уже кандидатскую диссертацию. В Томске нам предоставили квартиру из пяти комнат.
Дети были еще маленькие: Нине пять лет, Юре - три с половиной.
Нина проявляла уже в этом возрасте дотошную аккуратность, добросовестность и трудолюбие. Например, разбирая сорную крупу, она все до последней соринки выбирала и ссыпала в банку абсолютно чистую. Маленькой метелкой она подметала пол во всей пятикомнатной квартире. Ни соринки нельзя было найти после её работы. Ниночка рано начала говорить, причем абсолютно чисто, употребляя большой запас слов.
Когда Юре было около 3 лет он тяжело заболел. Лежал пластом с высокой температурой, подчас в бессознательном состоянии. Врачи не могли дать точный диагноз. Предполагали какое-то мозговое заболевание. Но он поправился, только гланды были сильно распухшими. Давали ему с молоком состав из алоэ, меда и масла и это снадобье поправило его. Юра в это время ничего не говорил, а игра его в кроватке меня поражала. Фантазия уже тогда была удивительная. Он любил играть с игрушками, особенно - звучащими. Кто-то подарил ему медвежонка, который при перемене положения издавал звуки. Он ходил с этой игрушкой из комнаты в комнату, поворачивая Мишку. Наш кот был, видимо, раздражен этими непонятными звуками. Он пошел на Юрия, пригнувшись с таким видом, что вот-вот бросится на него. Я сильно испугалась, и, не доверяя кошачьей породе, быстро просунула Юрия в ближайшую дверь , а кота выгнала на улицу.
Когда я читала Ниночке сказки и стишки, он слушал, как будто понимая.
Что я делала в Томске?
Кроме обслуживания семьи (домработницы не было), я рисовала портрет Кирова. Он понравился и его повесили в институте. Я познакомилась с женами преподавателей и по их просьбе стала объяснять кройку одежды с помощью лекал, запас которых у меня был с собой. Я сама недавно прошла такой курс в Ленинграде. Прошел учебный год, и я стала просить Михаила найти себе замену на заведывание кафедрой, так как мне здесь делать нечего, а я без работы не могу жить. Замена нашлась и мы, простившись с Томском, вернулись в Ленинград в ту же квартиру на 15-ой линии дом 34.
Ленинград
Приехав в Ленинград, я прежде всего задумала оформить документ об окончании Института путей сообщения. Раньше, по возвращении из Донбасса, все было недосуг. То родились подряд Нина и Юрий, то ежегодные поездки с малыми детьми на СреднеВолгоСтрой, Бокситы, Сланцы и пр. Теперь дети подросли, можно заняться своим положением.
Узнала, что институт распался на три: Железнодорожного транспорта, водного и воздушных сообщений. Поехала в порт, в институт водного транспорта. Сказала, что в 1928 году закончила курс института без защиты дипломного проекта. Как быть мне теперь? Прошло 10 лет! Мне сказали, что нужно досдать какие-то предметы, появившиеся за последние годы и сделать дипломную работу.
Я решила прежде всего устроиться на работу, а вечерами заниматься в институте. Когда я пыталась найти работу, то убедилась, что это не так то просто. В учреждениях, куда я толкалась, говорили
- Пожалуйста, с удовольствием.
Но достаточно мне было написать заявление и анкету, тон сразу менялся:
- Не могу, сами понимаете…
Портила все анкета - родители заграницей, дядюшка тоже. У меня опустились руки. Думаю - здоровая, деятельная, хочу работать - а всё нет да нет.
Курсы черчения и рисования
Но вот - случай. Еду на трамвае. Вижу на стекле объявления. Приём на курсы преподавателей черчения и рисования, экстерном, в Художественном Педагогическом Училище (ХПУ) на Таврической. Дай, думаю, попробую, ведь когда-то рисовала, а в институте много чертила. Хоть какое-нибудь дело, а не безделье. Приехала на Таврическую. Спрашиваю:
- Что нужно, кроме заявления?
- Нужны ваши рисунки.
- А если их у меня нет, а есть зачетная книжка ИИПС?
- Ну, пишите заявление и приходите на экзамен тогда-то.
Пришла. Результаты такие: рисунок - 4, живопись - 3. Но меня приняли. Началась новая эра в моей жизни.
Наша домработница Ольга вышла замуж и от нас ушла. Дети были еще маленькие. Занятия на курсах были вечерние и я пригласила одну женщину, культурную, быть с детьми вечерами. Она должна была с ними гулять, читать им книжки, вечером накормить и уложить спать. Когда я приходила - она уходила.
Занималась я с удовольствием. Когда-то отбросила от себя рисунок и живопись, а вот теперь, в зрелом возрасте - мне было 36 лет - вновь окунулась в дело, любимое в детстве. Через месяц - полтора отметки стали иногда 4, а больше - 5. Преподаватель черчения С. Школьник стал говорить мне, что он для практики работы со школьниками ведет черчение в 243-уй школе, но устал и хочет уходить. И что думает рекомендовать директору школы меня вместо себя. Говорит - уверен, будете не хуже.
Еще до окончания училища я дала несколько уроков рисования и черчения в школе около Таврической. Особенно запомнился первый урок в моей жизни. Был урок рисования. Когда я вошла в класс, перед учениками стоял учитель, а на задних партах сидели директор, завуч и кто-то из РОНО.
Войдя в класс, я встала за столом и поздоровалась с классом. В классе было шумно, учащиеся переговаривались. Учитель стал их успокаивать, объясняя, что урок будет давать не он, а практикант. Шум продолжался. Я говорю учителю:
- Я буду давать урок и прошу предоставить мне вести его с самого начала.
Он сел. Я начала.
- Прошу тишины. В моем и вашем распоряжении всего 45 минут. За это время я должна объяснить вам, что и как будете выполнять. Все объяснения я буду показывать на доске. Потом я с доски сотру, а вы будете выполнять с натуры. Кто выслушает объяснение, тот выполнит хорошо и в срок.
Предмет был симметричный - ваза. Я рассказала о расположении на листе, об оси симметрии, о разметке на листе всех элементов, о светотени. Вытерла все с доски и стала обходить класс, смотря - как поняли и как выполняют, по ходу делая замечания. Тишина и активная работа меня порадовали. После урока учитель мне говорит:
- Вы хорошо владеете классом, вероятно уже преподавали?
Весной 1940 года я окончила училище. По черчению, графике, рисованию, живописи были только пятерки. На лето 1940 года поехали на дачу, полустанок "75-тый километр", за Назией. Туда же поехали Лидия и Глеб Николаевич с детьми. Особенно запомнился мне её сын Сергей Раутиан - сильный, ловкий, активный мальчик. Мои дети были младше старшей четверки детей Лидии: Тани, Юры, Сергея и Алёны.
Вот так я стала учителем черчения в 6-10 классах. В 243-ей школе директором была Раиса Ефимовна Зимлина, она же - учитель истории. Она нравилась мне как человек и как директор. У неё собран был дружный спаянный коллектив учителей. А ученики давали на экзаменах хорошие результаты. Чтобы больше зарабатывать, я работала не только в 243-уй школе, но и в ремесленном училище. Мальчики с удовольствием чертили трехвидовые чертежи простых деталей (три проекции) и пространственные чертежи (аксонометрию). Меня удивляло, что мальчишки на моих урока не покладая рук трудятся, всегда тишина, в то время как в соседнем классе шумят. Когда я спросила
- Почему такой шум в соседнем классе - видимо, учителя нет?
- Потому что там учитель машиноведения, его не уважают, он сам кричит на учеников и они на него кричат.
Преподавателей черчения не хватало, и потому никакие анкеты не препятствовали моей работе в школе, а техническое образование помогло мне стать лучшим учителем черчения в районе, как говорили мне в РОНО. Рисование вела другая учительница.
Но удалось мне поработать в школе после окончания ХПУ всего один год. Началась война.
Добавить отзыв
|
Все отзывы
Последние отзывы:
Фотогалерея
- Мы и наши
- По странам и континентам
- Галерея ТГР
- Фотогалерея Ивана Халтурина
|